Письмо ФТС РФ 15-12/52856 от 24.10.12 Об опубликовании и вступлении в силу нормативного правового акта ФТС России
Настоящим сообщаю, что приказ ФТС России от 24 сентября 2012 г. N 1911 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России» зарегистрирован Минюстом России 10 октября 2012 г., per. N 25648, опубликован в «Российской газете» N 242 (5915) от 19 октября 2012 г. и вступает в силу 30 октября 2012 года.
Начальник Правового управления
генерал-майор таможенной службы
А.Б. Струков
ВТО разогрела свинину
За месяц после вступления России в ВТО вырос импорт свинины, молока и растительного масла — на 16, 23 и 50 процентов. Зато введение утилизационных сборов на автомобили сдержало ввоз легковых машин.
Такие подсчеты сделал департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Это предварительный анализ эффектов влияния членства в ВТО на импорт по итогам первого месяца жизни по правилам глобального клуба. В сентябре стоимостной объем продукции, ввезенной из стран дальнего зарубежья, снизился на 10 процентов. На меньшую сумму было ввезено рыбы, ткани, обуви, пояснили «РГ» в комиссии. Эти товары считаются наиболее чувствительными к изменению пошлин и вызывали наибольшие опасения. Но пока они не оправдались.
Однако новые условия все-таки повлияли на рост поставок некоторых товаров. Увеличение импорта свинины является прямым следствием обнуления ставки пошлины на мясо, импортируемое в рамках установленной квоты, признают в комиссии. Сказалось и снижение пошлины на поставки вне квоты. Ввоз растительного масла вырос за счет двукратного увеличения импорта пальмового масла. Импорт молочных продуктов увеличился на фоне окончания сезона «большого молока» и снижения пошлин, например, на плавленые и твердые сыры. В ЕЭК проблем для отечественных производителей в связи с этим не видят.
В молочной отрасли ростом импорта все-таки обеспокоены, говорит предправления «Союзмолоко» Андрей Даниленко: «В Россию поступает более конкурентная по цене продукция из стран, где аграриям оказывается серьезная поддержка». Молочники рассчитывают на новую госпрограмму по сельскому хозяйству, увеличение госзаказа, рассказал Даниленко. Нужно ужесточить контроль над исполнением техрегламента, чтобы ограничить использование пальмового масла в молочной продукции, — им зачастую заменяются растительные жиры в сливочном масле и сметане, напоминает он.
Всплеск по импорту свинины носит временный характер, полагает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. В последние недели перед присоединением к ВТО импортеры придерживали использование квот, чтобы получить дополнительную прибыль. «Но через некоторое время ситуация стабилизируется: ввозить мясо сверх квоты нет экономического смысла, в следующем году она будет на таком же уровне, как в этом — 430 тысяч тонн», — говорит Юшин. Но ожидает, что конкуренция на внутреннем рынке все равно усилится. Благодаря вводу в строй новых мощностей, в этом году производство свинины на убой вырастет примерно на 100-125 тысяч тонн, прогнозирует эксперт. «Начинается настоящая работа, тепличные условия заканчиваются», — говорит он. Конкуренция будет сдерживать цены, несмотря на рост стоимости кормов, подталкивать к снижению затрат.
Сокращение импорта легковых авто на 40 процентов в ЕЭК объясняют не только введением утилизационного сбора, но и эффектом высокой базы. В августе импорт легковушек вырос больше чем на 20 процентов. Как уточняют в комиссии, для полноценных выводов о влиянии ВТО на импорт данных за один месяц недостаточно.
«Комиссия открыта для сотрудничества с бизнесом, и, если есть основания для введения защитных мер, готова проводить консультации, работать по специальным расследованиям», — говорит собеседник «РГ» из ЕЭК.
По материалам «Российская газета» — Федеральный выпуск №5923 (250)
В ЦТУ отметили День таможенника
В Центральном таможенном управлении (ЦТУ) состоялись торжественные мероприятия, посвященные Дню таможенника Российской Федерации. Должностных лиц и ветеранов поздравил начальник ЦТУ генерал-лейтенант таможенной службы Сергей Прусов. Он отметил, что деятельность Управления заслужила высокую оценку руководства ФТС России.
Таможенные органы ЦТУ подошли к своему празднику с достойными результатами. В течение 9 месяцев этого года в таможенных органах Управления были совершены таможенные операции в отношении 65 миллионов тонн грузов, поступивших их 204 стран мира, декларирование которых осуществили 23 тысячи участников внешнеэкономической деятельности. По итогам работы таможнями Управления в доход федерального бюджета перечислено почти 540 миллиардов рублей. Если в среднем, то каждый таможенник Управления принес в государственную казну 55 миллионов рублей.
На торжественном собрании должностные лица Управления, работники и ветераны таможенной службы были отмечены благодарностями Федеральной таможенной службы и Управления, поощрены ведомственными наградами.
Накануне профессионального праздника вновьпринятые сотрудники Центрального таможенного управления приняли присягу. Заместитель начальника Управления – начальник Кадровой службы Николай Теньков отметил, что испокон веков присяга неразрывно была связана с такими понятиями, как честь, доблесть, отвага, верность и любовь к Родине. Он отметил глубину ответственности, которая легла плечи принявших присягу, и пожелал честно и плодотворно служить на благо России.
В таможенной службе России сложились свои традиции принятия клятвенного обещания. Процедура присяги для государственных должностных лиц, принимаемых на «верную» службу, с XV века стала обязательной. Это считалось залогом честной и беспорочной службы сборщика таможенных пошлин. С течением времени церемония и тексты присяги менялись. Но всегда их объединяло главное: гражданин, принимающий присягу, публично заявляет о том, что намерен честно служить своему Отечеству и добросовестно исполнять возложенные на него задачи.
Таможенное дело сегодня – важнейший инструмент внутренней и внешней политики России. Роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности страны в последние годы неизмеримо возросла. От слаженной работы таможенной службы в целом зависит бесперебойная деятельность многих предприятий и отраслей экономики, а значит – социальная стабильность и благополучие общества.
По материалам Пресс-службы ЦТУ
Итоги работы отдела валютного контроля Находкинской таможни за 9 месяцев 2012 года
За 9 месяцев 2012 года отделом валютного контроля Находкинской таможни проведена 61 проверка соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулировании, сообщает Пресс-служба ДВТУ .
По результатам проверочных мероприятий выявлено 52 случая нарушений валютного законодательства. Сумма выявленных нарушений составила более 711 млн. рублей.
По фактам выявленных нарушений заведено и передано для рассмотрения в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (Росфиннадзор) 62 протокола об административных правонарушениях на сумму более 461 млн. рублей, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства). Из них по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ товары) возбуждено 13 дел об административных правонарушениях на сумму более 455 млн. рублей, по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (нерепатриация валютной выручки) возбуждено 3 дела об административных правонарушениях на сумму более 6 млн. рублей.
Выявлены нарушения, связанные с уклонением от исполнения обязанностей по предоставлению резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам. Оформлено 46 протоколов об административных правонарушениях по ч.6, 6.2, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения возбужденных дел об административных правонарушениях назначено административных наказаний на сумму более 189 млн. рублей.
В результате оперативно проведенного комплексного анализа сведений, содержащихся в региональной базе данных валютного контроля и осуществления проверочных мероприятий, установленные контрольные показатели эффективности деятельности отделом валютного контроля за 9 месяцев 2012 года выполнены в полном объеме.
По нматериалам «VCH.RU»
РОСТЭКу предъявлена красная карточка
Госдума приняла в пятницу в первом чтении законопроект, лишающий ФГУП РОСТЭК права заниматься коммерческой таможенной деятельностью. Изгнание с рынка «растаможки» структуры, занимающей сейчас на нем доминирующее положение, не встретило возражений со стороны депутатов — ранее это решение было одобрено президентом и горячо поддержано всеми бизнес-объединениями. Дальнейшая судьба предприятий группы пока не определена — они могут как остаться в собственности государства, так и быть выставлены на продажу.
Принципиально судьба РОСТЭКа была решена еще в мае 2012 года — тогда по итогам заседания наблюдательного совета созданного Владимиром Путиным Агентства стратегических инициатив было принято решение об отстранении этого ФГУПа от таможенной деятельности, которой предприятие занимается последние 20 лет. Президент внял жалобам предпринимателей, заявлявших о недопустимости ситуации, когда аффилированная с Федеральной таможенной службой (ФТС) структура активно выдавливает частный бизнес с рынка «растаможки» и складских услуг. В результате это решение попало в утвержденную этим летом правительством «дорожную карту» по совершенствованию таможенного администрирования и позже было оперативно оформлено Министерством экономики поправками к действующему закону о «О таможенном регулировании в РФ».
В пятницу законопроект с этими поправками Госдуме представил заместитель главы Минэкономики Алексей Лихачев. Он сообщил, что документ лишает подведомственные ФТС предприятия возможности осуществлять деятельность в качестве таможенных представителей (брокеров) и таможенных перевозчиков, а также права быть владельцами складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли. «Мы понимаем, что по факту мы говорим о ФГУП РОСТЭК и его предприятиях»,— пояснил депутатам заместитель министра. По его словам, неоднократно звучавшие заявления делового сообщества о «неблагоприятном влиянии» этой структуры на рынок таможенных услуг подтверждается информацией Федеральной антимонопольной службы. Замминистра сообщил, что кроме этой службы законопроект поддержали Минфин и все бизнес-ассоциации: РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА и ТПП.
Выступившая от имени думского комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина сообщила, что комитет нашел инициативу правительства «полезной», поскольку она создает «более благоприятные условия для добросовестной конкуренции» на рынке таможенных услуг. Чтобы не дестабилизировать рынок, запрет для РОСТЭКа вступит в силу спустя шесть месяцев после опубликования закона (то есть примерно в середине 2013 года). По мнению комитета, сославшегося на оценки экспертного сообщества, уход ФГУПа с рынка особых проблем не создаст: современные технологии таможенного оформления (электронное декларирование, удаленный выпуск и пр.) смогут максимально смягчить переходный период, по окончании которого независимые от ФТС компании заместят структуры РОСТЭКа.
Дальнейшая судьба ФГУПа и его активов (наибольшую ценность представляет недвижимость в виде складов временного хранения и транспортно-логистических терминалов, а также брокерские подразделения с профессиональными коллективами и обширной клиентской базой) пока не определена. По словам Алексея Лихачева, акции принадлежащих ФГУПу предприятий «планируется передать в казну с дальнейшим управлением ими со стороны государства или их приватизацией». Поскольку кроме оказания платных услуг РОСТЭК занимается еще и не приносящей прибыли деятельностью (строительством и эксплуатацией объектов таможенной инфраструктуры), ФГУП, по словам замминистра, возможно, сохранится: «Его дальнейшую судьбу определит правительство и ФТС».
Как сообщал «Ъ», судьбу гендиректора РОСТЭКа Александра Повстяного ФТС недавно уже определило — с формулировкой «расторжение трудового контракта по инициативе работника» он был отправлен в отставку. В качестве версий причин этого увольнения участники рынка называли как раз начатую ФТС подготовку к приватизации РОСТЭКа, а также коррупционный скандал, в котором замешан советник Александра Повстяного Александр Романов. Напомним, следственным управлением Следственного комитета России по Брянской области господин Романов и руководители севского филиала ЗАО «РОСТЭК-Брянск» обвинены по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп). По версии следствия, эти и другие руководители подразделений РОСТЭКа, назначение которых лоббировал господин Романов, полученные за ускорение таможенного оформления товаров средства отправляли ему в Москву, где они использовались для различных финансовых операций. По данным «Ъ», сейчас на предприятиях РОСТЭКа проводятся оперативные проверки МВД.
По материалам «Коммерсантъ»
Польские пограничники заявили о сокращении времени оформления на границе с Калининградом до 3 минут
Таможенная служба Польши совместно с Пограничной службой республики провела на границе с Калининградской областью исследование, целью которого стало измерение времени прохождения польско-российской границы. Об этом Польскому культурно-информационному центру в Калининграде сообщила пресс-секретарь Вармино-Мазурского отдела Пограничной службы Польши Юстина Шубстарска (Justyna Szubstarska).
Сотрудники таможни вручали каждому водителю, въезжающему на погранпереход, талончик с указанием времени, а затем изымали его при выезде. Исследование было проведено на всех пограничных переходах Польши с Калининградской областью и продолжалось двое суток.
По данным пресс-секретаря, по итогам исследования был увеличен штат сотрудников на погранпереходах. В частности, на прошлой неделе были зачислены на службу 30 новых пограничников.
— Теперь процедура проверки документов на границе проходит почти за три минуты, — уточнила Шубстарска.
Ранее «NewsBalt» сообщал, что в начале октября 2012 года калининградские депутаты обратились в Сейм Польши с просьбой вмешаться в медленную работу польских пограничников.
— Мы обратимся к депутатам сеймиков приграничных воеводств, с которыми у нас подписаны соглашения о сотрудничестве, и даже в Сейм Польской республики с предложением обсудить вопросы синхронной работы наших пограничных и таможенных служб. Мы надеемся найти поддержку в вопросах организации поездок граждан. Цель у нас одна — сделать приграничное передвижение быстрым и не создающим проблем жителям, — сообщила спикер Калининградской областной Думы Марина Оргеева.
В свою очередь начальник пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Олег Луцких так прокомментировал медленную работу польских коллег:
— Во-первых, у польских пограничников есть перерывы на перезагрузку аппаратуры, во-вторых, есть технологические перерывы. И если у нас установлено время оформления до трёх минут и мы стараемся его сократить, то польские коллеги подходят формально: взяли пять машин — оформляют не меньше пятнадцати минут. Хотя могут прекрасно работать, и это показал чемпионат по футболу Евро-2012, когда на пунктах пропуска вообще не было машин.
По материалам «NewsBalt»
Таможня и бизнес Урала: содействие и взаимодействие
В Уральском таможенном управлении состоялось совещание руководящего состава аппарата Управления и начальников региональных таможен в режиме видеоконференции, сообщила Пресс-служба УТУ. Кроме того, в студиях таможен находились и принимали участие в обсуждении актуальных вопросов взаимодействия с таможенными органами приглашенные руководители министерств и департаментов внешнеэкономических связей шести субъектов Российской Федерации в Уральском федеральном округе: Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов; руководители региональных торгово-промышленных палат и представители отраслевых ассоциаций промышленников и предпринимателей – участников внешнеэкономической деятельности. В целом, форум для обсуждения важнейшей на сегодняшний день темы активизации деятельности таможенных органов, направленной на улучшение инвестиционного климата и международного сотрудничества, создания благоприятных условий для участников ВЭД, в рамках реализации положений п.2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» собрался весьма значительный – 55 человек.
Открывая видеосовещание, первый заместитель начальника Уральского таможенного управления по таможенному контролю В.А.Мясников отметил, что несмотря на произошедшие изменения, связанные с созданием Таможенного Союза, упразднением границ с Казахстаном и почти 30-процентным «выпадением» из общего объема платежей казахских товаров, потерявших статус импорта, таможням УТУ удалось в этом году немного, но поднять уровень перечислений в бюджет — на 6% по сравнению с прошлым годом. Однако, при этом, таможенные льготы и преференции, предоставленные участникам ВЭД, выросли в 2 раза и составили с начала года порядка 3 миллиардов рублей. Такое содействие таможни бизнесу позволит значительно улучшить инвестиционный климат и развитие внешнеэкономической деятельности в Уральском федеральном округе.
Кроме того, решается приоритетная задача по ускорению процессов таможенного администрирования за счет внедрения передовых информационных технологий (электронное декларирование, удаленный выпуск товаров и др.), удалось достичь неплохих результатов. За достаточно короткий срок, буквально 2,5 года с начала внедрения электронного декларирования, доля электронных деклараций выросла с нуля до 96% процентов. Сегодня практически 50% экспортных деклараций на товары оформляется в таможенных органах региона в среднем, за 50 минут и менее. Помимо прочего, электронное декларирование – это еще и серьезная антикоррупционная мера – ведь оформление идет без личного взаимодействия таможенного инспектора и участника ВЭД. Есть и другие способы, позволяющие уменьшить нагрузку на декларантов и упростить процесс оформления.
В УТУ запущен ряд пилотных проектов, идущих пока в экспериментальном режиме. На увеличение сроков таможенного оформления в значительной мере влияет и проведение таможенных досмотров – сейчас его уровень составляет 7% от всех импортных поставок товаров и 0.8% — экспортных. Было принято решение для 19 наиболее добросовестных предприятий-участников ВЭД сформировать «зеленый сектор» и отменить в отношении их таможенные досмотры при оформлении экспортных поставок, перенеся все проверочные мероприятия на этап после выпуска товаров. Результаты эксперимента, как показал, постаудит, таковы: нарушений не выявлено, перечисления таможенных платежей в бюджет не снизились. По мнению, Вадима Александровича, в «зеленый сектор» сегодня можно еще включить 120 уральских предприятий.
Запущен еще один экспериментальный проект, в котором участвуют 18 организаций и промышленных предприятий региона, предусматривающий сокращение предоставляемых этими декларантами обязательных разрешительных документов (сертификатов, лицензий, разрешений ит.д.) для таможенного оформления, сбор которых также отнимает массу времени. Сейчас у таможенных органов есть информационные продукты, позволяющие обращаться за получением этих документов к базе данных контролирующих органов, ответственных за их выдачу, и возможность получить их напрямую. Но остаются проблемы взаимодействия с налоговыми органами и железной дорогой – они до сих пор не перешли на электронный документооборот, а потому приходится выдавать декларантам «бумажные» копии электронных деклараций. Будем надеяться реализация общих с другими контролирующими органами «дорожных карт» позволит как можно быстрее решить эту проблему.
Сегодня, в дополнение к проводимым экспериментам, разработана система оценки действий специалистов по таможенным операциям, производящих декларирование продукции своих предприятий или бизнес-структур. Цель данной системы — дать оценку качеству работы специалистов по таможенным операциям с тем, чтобы выявить факторы, приводящие к снижению качества декларирования товаров специалистами по таможенным операциям; установить причины их возникновения и выработать предупреждающие меры и исключить увеличение сроков оформления, пока идет «доработка» некачественно заполненных деклараций.
— Наша задача не просто наладить конструктивный диалог с участниками ВЭД и отраслевыми ассоцияцими производителей, — сказал Вадим Александрович, — нельзя сказать, что у нас его нет – но сейчас нам необходимо выработать консолидированное мнение, чтобы эффективней решать имеющиеся у участников ВЭД проблемы.
В последующих выступлениях «с мест», то есть из студий таможен региона, на этот призыв откликнулись руководители торгово-промышленных палат, сказав, что готовы предоставить свои площадки и помощь для встреч и обсуждений таможенников с коммерческим и некоммерческими ассоциациями. В ходе диалога стороны пришли к решению о необходимости создания совместных рабочих групп во всех субъектах Федерации УрФО, и проведении встреч, подобных данной, но уже на регулярной основе.
Немаловажное значение для осуществления внешнеэкономической деятельности имеет неукоснительное соблюдение таможенного законодательства. Как отметила в своем выступлении заместитель начальника Уральского таможенного управления – начальник правовой службы Г.А.Бойкина, деятельность таможенных органов Урала отличается высокой степенью соблюдения законности. Больше чем в два раза снизилось количество исков в судебные инстанции против действий должностных лиц таможенных органов, чаще стали обращаться в таможенные органы для досудебного урегулировании споров. «Нас это только радует, — сказала Галина Александровна. – Это говорит о повышении уровня авторитета таможенных органов и возросшем доверии к нам».
Повышение правовой грамотности граждан и юридических лиц – это планомерная и систематическая работа. За 9 месяцев текущего года таможнями региона и правовой службой УТУ в рамках оказания государственной услуги по информированию и консультированию в сфере таможенного дела дано 2000 консультаций, в два раза увеличился процент предоставленных письменных консультаций. На ведомственном сайте Управления регулярно размещается график личного приема руководителей аппарата УТУ и начальников региональных таможен, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. На постоянной основе проводятся акции «Добро пожаловаться», когда каждый может обратиться с жалобой на неправомерные действия таможенных органов. Жалоб не поступало, но в рамках акций были даны консультации всем обратившимися за разъяснениями гражданам и юридическим лицам.
По материалам «VCH.RU»
Пересылка контрафакта почтой – проблема государственного масштаба
Как сообщает Пресс-служба СЗТУ, Калининградская областная таможня снова стала базой для рабочего совещания: на этот раз в течение трех дней таможенники со всей России обсуждали в Калининграде проблемные вопросы, связанные с процессами обработки международных почтовых отправлений таможенными органами во взаимодействии с ФГУП «Почта России». В мероприятии, возглавляемом заместителем начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Михаилом Числовым, приняли участие представители Центрального, Сибирского, Приволжского, Дальневосточного и Северо-Западного таможенных управлений, а также Шереметьевской и Внуковской таможен, сообщает отделение по связям с общественностью Калининградской областной таможни.
Открывая семинар, Михаил Числов подчеркнул его актуальность и призвал участников к нацеленности на конкретный результат, а начальник Калининградской областной таможни Александр Кочнов пожелал всем плодотворной и эффективной работы по обсуждаемым вопросам.
Заглавной темой в этом году, которой было уделено максимум внимания, стала работа таможенных органов по выявлению контрафактных товаров, в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Сергей Шурыгин, начальник отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, озвучил результаты работы таможенных органов в этом направлении. В текущем году выявлено более 10 млн. единиц контрафактной продукции, ущерб от нее оценивается более чем в 1,4 млрд. рублей, возбуждено 1050 дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ. «К сожалению, в отличие от западных стран, лишь малая часть контрафакта выявляется почтовиками, — сообщил докладчик. — Однако главная проблема заключается в том, что при стабильном увеличении притока пиратской продукции в Россию, у таможенников до сих пор нет четко выработанного алгоритма действий при обнаружении контрафакта в посылках, пересылаемых в адрес физических лиц для личного пользования».
Продолжил тему Олег Макарский, первый заместитель начальника Пулковской таможни по таможенному контролю. «Стихийное развитие интернет-торговли, существующие демократичные весовые и стоимостные ограничения для пересылаемых товаров – всё это играет на руку правонарушителям и выводит проблему на мировой уровень», — сказал Олег Иванович. Возбуждение же дела об административном правонарушении против физического лица, в чей адрес направлена посылка с контрафактом, представляется неэффективным: мало того, что получатель теряет уплаченные за товар деньги, он ещё может и не знать, что заказанная им на интернет-сайте продукция – пиратская.
В ходе обсуждения и обмена мнениями по проблематике этого вопроса первый заместитель начальника Калининградской областной таможни по таможенному контролю Сергей Амельянович высказал предложение принять во внимание, что задача является общегосударственной и издать соответствующий нормативный акт, регламентирующий порядок взаимодействия таможенных и правоохранительных органов, а также ФГУП «Почта России», выступающей в качестве перевозчика, при выявлении контрафактных товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
В числе других тем, докладчиками по которым выступили представители Пулковская, Владивостокской, Карельской, Оренбургской, Самарской, Московской и других таможен, были: информационное взаимодействие по электронному обмену сведениями между таможенными органами и ФГУП «Почта России», порядок заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра товаров, пересылаемых в МПО, организация совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и другие. По каждой из них участники работы совещания организовывали обмен мнениями и выработку определенных мер, направленных на решение проблемы с занесением в протокол.
По материалам «VCH.RU»
Псковскую таможенницу подозревают в содействии табачной контрабанде
В Псковской области возбуждено уголовное дело в отношении старшего государственного таможенного инспектора таможенного поста МАПП «Убылинка» по статье «организация злоупотребления должностными полномочиями».
По информации следствия, в период с марта по июнь 2012 года сотрудница таможни сама обращалась к лицам, специализирующимся на транспортировке контрабандных сигарет из России в ЕС. За денежное вознаграждение женщина предлагала табачным контрабандистам организовать беспрепятственное перемещение нелегального товара, минуя таможенный контроль.
Получив согласие нелегалов, старший государственный таможенный инспектор, используя свой авторитет, уговорила коллегу-таможенника за взятку в размере 40 тысяч рублей пропустить на территорию Латвийской Республики без надлежащего таможенного контроля не меньше четырех автомобилей с коммерческой партией сигарет на борту.
Как сообщает пресс-служба Северо-Западного следственного управления на транспорте, женщина лично координировала процесс перемещения через границу контрабандных сигарет, отправляя своему коллеге sms с информацией о прибытии в зону таможенного контроля автомобилей контрабандистов.
Сейчас таможеннице грозит лишение свободы на срок до 4-х лет. Расследование уголовного дела продолжается.
По материалам «Российская газета» — www.rg.ru
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 2012 г. по делу N А56-48574/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Журавлевой О.Р. и Корабухиной Л.И., при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма «АСК» — Агеенковой В.В. (доверенность от 19.08.2010 N 36) и Турик Е.Н. (доверенность от 19.08.2010 N 36), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу — Киниченко М.В. (доверенность от 01.09.2011 N 12-06/02), рассмотрев 02.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма «АСК» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А56-48574/2011 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Горбачева О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма «АСК», место нахождения: 198515, Санкт-Петербург, поселок Стрельна, Фронтовая улица, дом 3, ОГРН 1027808916497 (далее — общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее — инспекция) от 25.11.2010 N 02-04/358 в части, касающейся уменьшения на 2 749 880 руб. предъявленного к возмещению из бюджета в декларации за II квартал 2010 года налога на добавленную стоимость (далее — НДС), а также в части начисления 1 170 358 руб. НДС и 12 496,82 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2011 (судья Градусов А.Е.) заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение инспекции от 25.11.2010 N 02-04/358 в оспариваемой налогоплательщиком части.
Постановлением апелляционного суда от 11.04.2012 решение суда от 25.11.2011 отменено, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права — положений статей 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а также неполное исследование и ненадлежащую оценку имеющихся в деле доказательств. По мнению подателя жалобы, представленные им документы свидетельствуют о фактическом вывозе товара за пределы Российской Федерации по грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) N 10101030/120808/0008003 и международным товарно-транспортным накладным (CMR) от 12.08.2008.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель инспекции отклонил их, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по НДС за II квартал 2010 года инспекцией на основании акта от 29.10.2010 N 02-04/1618 принято решение от 25.11.2010 N 02-04/358 об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением налоговый орган уменьшил предъявленный обществом к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за II квартал 2010 года в сумме 2 749 880 руб., а также начислил обществу 1 170 358 руб. НДС и пени в размере 12 496,82 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 10.05.2011 N 16-13/15964 жалоба общества на решение налогового органа от 25.11.2010 N 02-04/358 оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 25.11.2010 N 02-04/358.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление налогоплательщика, посчитав, что общество представило в налоговый орган все необходимые документы в обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов. Фактический вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации подтвержден ГТД, CMR с отметками таможенного органа (личной номерной печатью и штампом «выпуск разрешен»), актом общей таможенной ревизии Белгородской таможни от 28.05.2009, информацией Таможенной службы Украины, письмом Белгородской таможни от 24.02.2010 N 16-17/3409.
Апелляционный суд отменил решение суда. Суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств представления обществом в инспекцию международных товарно-транспортных накладных (CMR) с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие на копиях накладных отметки «Товар вывезен» может быть восполнен анализом совокупности иных документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, апелляционный суд признал ошибочным.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы общества.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 165 НК РФ. В частности, в числе прочих документов необходимо представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Приказ Федеральной таможенной службы России от 18.12.2006 N 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)» предусматривает возможность проставления отметки «Товар вывезен» (штампа либо записи) не только на таможенной декларации, но и на товаросопроводительных документах.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 — 4 названной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 — 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
На основании пункта 10 статьи 165 НК РФ документы, указанные в этой статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за II квартал 2010 года с пакетом документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговой ставки 0 процентов, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 164 НК РФ (экспорт). В разделе 4 декларации общество по коду 1010401 отразило операции, по которым ему ранее не была подтверждена налоговая ставка 0 процентов по уточненной налоговой декларации за IV квартал 2008 года. Операции представляли собой реализацию на экспорт в августе 2008 года товаров (шести кранов мостовых электрических двухбалочных опорных стоимостью 21 779 100 руб.) по контракту от 28.01.2008 N 04/08, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Евроимпульс» (Украина).
По результатам проверки уточненной декларации за IV квартал 2008 года инспекция решением от 04.06.2009 N 02-04/6 отказала налогоплательщику в возмещении из бюджета 3 298 561 руб. НДС, предъявленного ему при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), которые были использованы при осуществлении экспортных операций. Принимая это решение, налоговый орган исходил из того, что общество не выполнило требования статьи 165 НК РФ, поскольку в представленных к ГТД N 10101030/120808/0008003 копиях международных товарно-транспортных накладных (CMR) отсутствуют отметки таможенного органа «Товар вывезен полностью».
Принятым по итогам выездной налоговой проверки решением от 21.06.2010 N 07-20/06434 инспекция доначислила обществу 3 920 238 руб. НДС за III квартал 2008 года по мотиву неподтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации на экспорт шести кранов мостовых электрических двухбалочных опорных.
В разделе 4 (графа 5) декларации по НДС за II квартал 2010 года общество в составе налоговых вычетов отразило 3 920 238 руб. НДС. Вместе с уточненной налоговой декларацией налогоплательщик представил в инспекцию комплект документов, который включал копии товарно-транспортных накладных на автомобильный транспорт (CMR) от 12.08.2008 N 0896794 — 0896800 с отметками Белгородской таможни «Выпуск разрешен».
В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекция пришла к выводу, что 3 920 238 руб. НДС, ранее исчисленных по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее не была документально подтверждена, предъявлены к вычету необоснованно. Этот вывод налогового органа обоснован тем, что в представленных обществом копиях CMR отсутствуют отметки пограничного таможенного органа «Товар вывезен полностью».
При рассмотрении дела апелляционный суд пришел к выводу, что решение налогового органа от 25.11.2010 N 02-04/358 в оспариваемой налогоплательщиком части является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается факт отсутствия на представленных обществом в инспекцию и материалы дела копиях CMR отметок пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод налогоплательщика о том, что другими имеющимся у него документами подтверждается вывоз товара, поэтому отметка таможенного органа на CMR не является обязательной.
Как правильно указал апелляционный суд, в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.12.2008 N 10280/08, для подтверждения применения ставки 0 процентов представленные налогоплательщиком товарно-транспортные накладные должны иметь отметку «Товар вывезен», подтверждающую фактический вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, а не только отметку «Вывоз разрешен». Отсутствие на CMR отметки «Товар вывезен» не может быть восполнено анализом совокупности иных документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что отказ таможенных органов в проставлении отметки «Товар вывезен» на CMR от 12.08.2008 N 0896794 — 0896800 связан с выводом о поддельности штампа перевозчика на указанных документах. Этот довод заявителя подтверждается актом Белградской таможни от 28.05.2009 N 10101000/280509/А0068. В данном акте указано, что оттиски прямоугольного штампа, содержащиеся в графах 16 и 23 бланков товарно-транспортных накладных CMR, нанесены не штампом перевозчика — общества с ограниченной ответственностью «АТП-1020» (заключение эксперта от 25.05.2009 N 3). Кроме того, согласно письму Белгородской таможни от 24.02.2010 N 16-17/3409 спорные международные товарно-транспортные накладные (CMR) как признанные на основании заключения общей таможенной ревизии и результата технико-криминалистической экспертизы поддельными не возвращены обществу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.12.2007 N 65 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов» указал, что налогоплательщик, представивший в налоговый орган вместе с декларацией неполный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, нарушает установленную процедуру возмещения НДС.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 21.04.2009 N 95/09, налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием для применения налоговой ставки 0 процентов, независимо от того, были ли эти документы исследованы налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки, а суд обязан исследовать эти документы.
Из материалов дела следует, что как до подачи налоговой декларации по НДС за II квартал 2010 года, так и после ее подачи заявитель не принял всех необходимых мер для получения международных товарно-транспортных накладных (CMR) с отметкой Белгородской таможни «Товар вывезен». Отказ таможенных органов в выдаче этих документов, а также в проставлении соответствующих отметок мог быть оспорен обществом в судебном порядке. Однако общество не воспользовалось такой возможностью и не представило в налоговый орган и суд соответствующие документы, оформленные согласно требованиям российского законодательства.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод апелляционного суда о том, что общество не выполнило требования пункта 1 статьи 165 НК РФ в отношении представления надлежащего комплекта документов, подтверждающего вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы общества.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 рублей.
При обжаловании в кассационном порядке судебных актов по таким делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет для организаций 1000 руб. (пункт 1 раздела I Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139).
Поскольку при подаче кассационной жалобы общество по платежному поручению от 23.04.2012 N 119 излишне уплатило государственную пошлину: вместо 1 000 руб. уплачено 2 000 руб., излишне перечисленная в бюджет сумма (1000 руб.) на основании статьи 78 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А56-48574/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма «АСК» — без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма «АСК», место нахождения: 198515, Санкт-Петербург, поселок Стрельна, Фронтовая улица, дом 3, ОГРН 1027808916497, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.04.2012 N 119 при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий
О.А.КОРПУСОВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
По материалам СПС «Консультант Плюс»




