Где-то прибудет, а где-то убудет
В начале октября ФТС выпустила серию приказов, в которых изложены организационно-штатные мероприятия, в ходе реализации которых вскоре будет проведено совершенствование структуры ряда таможенных органов, расположенных в нескольких федеральных округах — Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Центральном. Без точного анализа указанных документов трудно говорить о том, в каком регионе произойдут наиболее кардинальные преобразования
Поговорим о таможенных органах, расположенных на Северо-Западе. Так, согласно вступающему в силу с 12 января 2011 года приказу ФТС России от 07.10.2010 N 1842, с этой даты видоизменится структура Новгородской таможни. В ее составе будут ликвидированы Старорусский и Пестовский таможенные посты с общей численность 15 единиц личного состава. Вместо них по адресу: 173008, Новгородская область, г. Великий Новгород, проспект Энергетиков, 8, появится Новгородский таможенный пост (центр электронного декларирования), код 10208060. В ЦЭД будут трудиться 10 должностных лиц. Регионом деятельности новой структуры станет территория всего Северо-Западного федерального округа. При этом зоны ответственности двух ликвидируемых постов будут поделены между Боровичским таможенным постом, к которому отойдут Мошенской, Пестовский и Хвойнинский районы Новгородской области, и Новгородским таможенным постом. Ему достаются Волотовский, Демянский, Маревский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Холмский, Шимский районы Новгородской области и город Старая Русса областного подчинения Новгородской области. При этом специалисты полагают, что уже вскоре Новгородская таможня в ее нынешнем виде перестанет функционировать. Кроме ЦЭД здесь со временем появится Новгородский центр таможенного оформления (ЦТО).
Если по новому посту, поскольку уже имеется упомянутый выше приказ ФТС России, все предельно ясно, то относительно возможных преобразований в составе таможенных органов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, ситуация представляется несколько иной — не столь определенной. На сегодня существует лишь проект намеченных в этом плане мероприятий, который недавно руководство Северо-Западного таможенного управления представило в администрацию города на Неве для ознакомления. В нем говорится, что в связи с реализацией Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, должен произойти перенос таможенных процедур из крупных городов и внутренних регионов страны на приграничные таможенно-логистические терминалы (ТЛТ).
В рамках Концепции в зоне деятельности СЗТУ рядом с 9 автомобильными пунктами пропуска (АПП), расположенными в Ленинградской, Псковской областях и Республике Карелия, предполагается создать не менее 15 современных ТЛТ. Из них 4 уже действуют, а по 12 ведутся проектно-изыскательские и строительные работы, по двум из них ФТС России уже приняты решения о соответствии требованиям концепции и целесообразности их создания. Специалисты убеждены, что ввод в эксплуатацию указанных объектов неизбежно повлечет за собой переориентирование товарных потоков и изменение сложившихся логистических схем.
При этом параллельно с созданием и усилением таможенных постов, расположенных в непосредственной близости от автомобильных пунктов пропуска через границу РФ, должна произойти ликвидация внутренних таможенных постов. В данном случае речь идет о тех из них, что входят в состав Санкт-Петербургской таможни. Напомним, что недавно она уже лишилась попавших под ликвидацию Железнодорожного, Северного, Выборгского и Пискаревского постов. Дальнейшее сокращение числа мест таможенного оформления в Санкт-Петербурге, по мнению авторов идеи, позволит существенно снизить транспортную нагрузку на мегаполис. При этом особо отмечается, что процесс ликвидации находящихся в городской черте постов будет происходить планомерно, по мере создания в приграничье соответствующей инфраструктуры для таможенного оформления перемещаемых через границу товаров и транспортных средств.
Такой подход следует приветствовать в свете тех катаклизмов, которые возникли в связи с недавним необоснованно быстрым закрытием Выборгского и Пискаревского постов. Специалисты надеются, что повторение весенних треволнений сегодня участникам ВЭД, да и таможенникам региона не грозит. В СЗТУ сообщили, что новых таможенных постов в структуре Санкт-Петербургской таможни создавать не предполагается. Похоже, что с открытием на СВХ ООО "Логистический парк «Янино» нынешним летом Янинского поста, куда переехал Юго-Западный пост, и началом работы его ОТО и ТК N 2 на терминале «Северные ворота» под этим процессом подведена своего рода черта.
Привыкайте к ЦЭД и ЦТО
По имеющимся данным, предполагается, что вскоре Санкт-Петербургская таможня станет таможенным органом, специализирующимся на таможенном оформлении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, чем займется нынешний Шушарский пост, и товаров, в отношении которых не применяются требования об обязательном таможенном оформлении вблизи границы. Их перечень ФТС России утвердила в июле текущего года. Для оформления данных товаров в городе на Неве на базе существующих постов предполагается создать один или несколько центров таможенного оформления (ЦТО). Также намечено сформировать крупный таможенный пост — Центр электронного декларирования. Он будет иметь ограниченную компетенцию, позволяющую совершать таможенное оформление товаров исключительно в электронном виде. На его базе в соответствии с Концепцией должна быть реализована технология удаленного доступа. Она предусматривает, что таможенный контроль ввозимых товаров будет осуществляться приграничными таможенными структурами, а их таможенное оформление в электронном виде произойдет в подобных ЦЭД. Первый подобный центр, как уже сообщалось выше, в начале следующего года появится на базе Новгородской таможни. Эксперты убеждены, что Новгородские ЦТО и ЦЭД со временем войдут в состав Санкт-Петербургской таможни.
По мере развития и становления на территории Северной столицы особых экономических зон (ОЭЗ), при условии появления и начала работы достаточного количества их резидентов в структуре Санкт-Петербургской таможни все-таки может быть открыт новый таможенный пост, который будет ориентирован на оформление товаров, обращающихся на территории ОЭЗ. В его структуре, скорее всего, будут два самостоятельных ОТО и ТК, которые разместятся на территориально обособленных участках Нойдорф и Ново-Орловский лесопарк. Если говорить о будущей структуре Санкт-Петербургской таможни, то уже в ближайшем будущем, по мнению аналитиков, она будет состоять их двух ЦЭД, включая Новгородский, несколько ЦТО вместе с Новгородским. Здесь будут осуществлять таможенную обработку товаров, по которым нет обязательного требования об оформлении на приграничных ТЛТ. Шушарский таможенный пост будет специализироваться на оформлении железнодорожных грузов, еще один пост будет обслуживать СЭЗ.
На море и в воздухе
Совершенно иное будущее специалисты предсказывают для двух других таможен, действующих на территории Санкт-Петербурга, — Балтийской и Пулковской. Исходя из имеющейся информации, можно говорить о том, что в ближайшее время последняя будет структурно и штатно видоизменяться по мере развития аэропорта Пулково. Здесь следует уточнить, что по своим функциям и сути названные таможни являются приграничными, поскольку осуществляют таможенные процедуры в отношении товаров, перемещаемых через границу водным и воздушным видами транспорта соответственно. При этом специалисты указывают, что транзит импортных грузов из этих таможен будет ограничен исключительно товарами, на которые не распространяются требования Концепции. Ожидается, что по мере ее реализации эти таможни будут укрупняться, увеличиваться в структурном и штатном отношении. Например, численность должностных лиц таможенного поста Гавань Балтийской таможни должна будет существенно вырасти по мере поэтапного ввода в эксплуатацию очередей нового контейнерного терминала, создаваемого на территории 4-го района Большого порта Санкт-Петербург. Имеется информация, что в планах таможни значится создание нового поста, который предположительно разместится в помещениях ФГУП «Росморпорт» по адресу: Угольная гавань Большого порта Санкт-Петербург, Элеваторная площадка.
В следующем году, после завершения строительства в Пассажирском порту Северной столицы и ввода в эксплуатацию комплекса «Морской фасад», планируется увеличить штатную численность отдела специальных таможенных процедур Центрального поста. Специалисты предполагают, что со временем в составе таможни для обслуживания круизных лайнеров в Пассажирском порту Санкт-Петербурга может быть создан новый специализированный пост. Не исключено, что Центральный пост со временем станет постом Большой порт Санкт-Петербург, которому будут переданы функции по осуществлению таможенных процедур в отношении судов загранплавания, перемещаемых на них товаров, не выгружаемых на сушу товаров и судовых припасов. По имеющейся у экспертов информации, сейчас ведется проработка вопроса о переподчинении в два ближайших года Балтийской таможне таможенных постов Морской порт Выборг Выборгской таможни и Усть-Лужский Кингисеппской таможни. Это позволит сконцентрировать в одних руках осуществление таможенных процедур в отношении товаров, перемещаемых водным транспортом через территорию Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Создание в порту Усть-Луга самостоятельной таможни, которая взяла бы на себя администрирование таможенной обработки переваливаемых через него внешнеторговых грузов, в перспективе возможно. Для этого нужно, чтобы порт вышел на соответствующие объемы грузооборота.
По материалам "Артема Белоусова «Таможенные новости»