В Иркутской таможне обсудили вопросы лесоэкспорта в рамках нового законодательства после вступления России в ВТО
Как сообщает Пресс-служба CТУ, в Иркутской таможне состоялось заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономических связей, посвященное решению актуальных вопросов при совершении таможенных операций в условиях нового законодательства Российской Федерации в области таможенного дела после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время противодействие незаконному вывозу леса и лесоматериалов стоит на особом контроле в таможенных органах и является одной из актуальных тем
В совете приняли участие руководители и должностные лица Иркутской таможни, федеральный инспектор в аппарате полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе А.Э. Соковиков, первый заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги Н.В. Маклыгин, представители территориального органа – МИД России в г. Иркутске, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, бизнес-структур, таможенные представители, лесоэкспортеры Иркутской области.
Главной и основной темой обсуждения стала организация таможенного оформления и контроля в регионе ответственности Иркутской таможни в рамках действия тарифных квот (утвержденных Правительством Российской Федерации от 30.07.12 № 779 с 22 августа 2012 года) на отдельные виды экспортируемых лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории стран Таможенного союза. В качестве основных изменений в таможенно-тарифной политике после вступления России в ВТО стало увеличение вывозной таможенной пошлины по основным породам лесоматериалов необработанных (80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за м³).
Наряду с повышением пошлин было введено квотирование лесоматериалов необработанных, при этом в рамках квоты вывозная пошлина стала взиматься в значительной степени ниже, а именно от 13% до 15% от таможенной стоимости. При этом осуществлять экспорт круглого леса по указанным ставкам таможенных пошлин могут только компании — обладатели лицензий Минпромторга РФ. Именно это ведомство составило перечень организаций-экспортеров, определив каждой льготный объем поставок по итогам ее внешнеторговых операций на основе таможенной статистики за предыдущие три года.
В связи с чем, на официальном сайте Минпромторга РФ был размещен перечень порядка 450 организаций Иркутской области, имеющих право на получение разовых лицензий на вывоз необработанных лесоматериалов в рамках определенных квот. Общий объем выделенных квот в регионе составил около 2,5 кубометров леса, в основном сосны обыкновенной, составляющую основную долю экспорта Прибайкалья. На сегодня общий объем лесоматериалов, на которые лесоэкспортерами уже получены лицензии Министерства промышленности и торговли РФ и поставлены на контроль Иркутской таможней, составляет примерно 1 млн. 200 тыс. кубометров, то есть только половину от общего объема выделенных квот. Наибольшие объемы лесоэкспорта в регионе ответственности Иркутской таможни приходятся на Иркутский и Братский таможенные посты Иркутской таможни.
В выступлении начальника Иркутского таможенного поста Евгения Остапенко отмечалось, что с момента вступления в силу Постановления РФ в регионе деятельности Иркутского таможенного поста было поставлено на контроль 55 лицензий Минпромторга России, выданных для экспорта необработанных лесоматериалов (сосна обыкновенная), из них таможенное декларирование на таможенном посту осуществляется по 46 лицензиям. По состоянию на середину ноября 2012 года в счет исполнения полученных участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) лицензий произведен выпуск лесоматериалов в количестве 147,874 тыс. м3, что составило 36,5% от общего объема по всем лицензиям. Докладчик также отметил, что во всех выданных лицензиях страной назначения для вывоза товара из России является Китай. Таможенным постом продолжается мониторинг мест отгрузки лесоматериалов. За период с 20 сентября 2012г. по 9 ноября 2012г. проведено 71 таможенное наблюдение в отношении лесоматериалов круглых. Возбуждено 4 дела об административном правонарушении. Фактический контроль отгружаемых лесоматериалов также проводится и в отношении лесоэкспортеров, декларирующих лесоматериалы в иных таможенных органах
Заместитель начальника Братского таможенного поста Денис Мохирев также в своем выступлении подчеркнул, что одним из основных направлений работы таможенного поста является контроль за экспортом круглых лесоматериалов. На таможенном посту осуществляется контроль квоты на сосну обыкновенную по 91 лицензии, представленной 28 участниками ВЭД. Общий объём лесоматериалов по выданным лицензиям составляет 326110,93 куб. м; из них 4301 куб. м или 1% на лесоматериалы тонких диаметров (до 15 см в диаметре); 85023,3 куб.м. или 26% на лесоматериалы средних диаметров (от 15 см до 24 см в диаметре); 236786,63 куб. м или 72% на лесоматериалы крупных диаметров (от 24 см в диаметре). На сегодня общий остаток по всем лицензиям составляет 133,9 тыс. кубометров или 40% от выданной квоты. Кроме того, иркутскими таможенниками отмечено, что введение тарифных квот и отсутствие у большинства участников ВЭД лицензий на экспорт сосны обыкновенной в первой половине сентября мотивировало лесоэкспортеров увеличить экспорт обработанных лесоматериалов. Соотношение лесоматериалов обработанных к лесоматериалам круглым в начале года составляло 36% и 64% соответственно, а уже в августе количество обработанных лесоматериалов стало преобладать и в сентябре-ноябре достигло 53%, в том числе и круглых лесоматериалов – лиственницы, сосны сибирской и других пород, не попадающих в рамки квотирования.
В настоящее время выдача лицензий Минпромторгом РФ осуществляется в рамках выделенных квот на необработанные хвойные лесоматериалы с учетом их диаметра и кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (то есть существует дифференцированный подход к выдаче лицензий – на разные диапазоны толщины бревен выдаются отдельные лицензии). Руководители Иркутского и Братского таможенных постов отметили, что при осуществлении таможенного контроля лицензируемого лесоматериала отмечается ряд проблем, в частности, выявляются правонарушения со стороны лесоэкспортеров при загрузке в вагоны лесоматериалов, не соответствующих диаметрам бревен, предусмотренных в полученных ими лицензиях. Также были рассмотрены некоторые вопросы обеспечения соблюдения запретов и ограничений в отношении лесоматериалов и других товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Лесоэкспортерам были разъяснены основные ошибки и недостатки при постановке лицензий на контроль в Иркутскую таможню, которые влекут за собой дополнительные временные затраты, как со стороны участников ВЭД, так и должностных лиц таможни.
На совете были заслушаны выступления представителей как Иркутской таможни, так представителей участников внешнеторговой деятельности. С докладом о проблемных вопросах взаимодействия Иркутской таможни и Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в части таможенного контроля и перевозки лесоматериалов выступил первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин. Докладчик отметил, что за 10 месяцев 2012 года дорога отгрузила 59,9 млн. тонн различных грузов, из них 7,5 млн. тонн леса и лесоматериалов, что составило 12,6% от общей погрузки. Основная перевозка лесных грузов в 2012г. традиционно была направлена на экспорт – 75,5%.
За 10 месяцев 2012г. 703 предприятия лесопромышленного комплекса отгружали лес на 96 станциях. При этом надо отметить, что по-прежнему огромное количество грузоотправителей с небольшими объемами производят погрузку леса на различных тупиках, что осложняет работу железнодорожников.
На совете также было заслушано выступление первого заместителя директора ООО «РОСТЭК-Байкал» Татьяны Порошиной о работе таможенного представителя в условиях нового законодательства РФ после вступления России в ВТО. Основной акцент в выступлении был направлен на повышение ответственности лесоэкспортеров при декларировании леса и лесоматериалов и изменение законодательной базы, которая при выявленных фактах недекларирования при экспорте товаров позволяла бы привлекать к административной ответственности не только таможенного представителя, а декларанта (владельца товара). Заседание совета прошло продуктивно, участники заседания постарались всесторонне проанализировать и обсудить наиболее важные и актуальные проблемные вопросы, возникающие в процессе общего взаимодействия, а также найти пути их решения.
По материалам «VCH.RU»