ТК ТС: сравнение не в нашу пользу
Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана — шаг к формированию единого экономического пространства (ЕЭП), где будет существовать общий рынок товаров и услуг, что неизбежно приведет к конкуренции хозяйствующих субъектов из трех стран. Хотя на первом этапе предполагается соблюдать принцип резидентства, это значит, что участник ВЭД сможет производить таможенное оформление товаров в стране регистрации, в части услуг, предоставляемых таможенными перевозчиками и владельцами СВХ, конкуренция возможна уже с момента вступления в силу Таможенного кодекса ТС (ТК ТС)
Среди таможенных представителей она также вероятна, поскольку нельзя исключать, что российские участники ВЭД, если это покажется им экономически выгодным, будут искать возможности для оформления товаров на территории других стран союза. Для этого они могут создать, купить местную фирму-резидента или договориться с такой компанией.
Интересно сравнить условия, в которых сегодня действуют владельцы СВХ, таможенные перевозчики и представители, с теми, в каких они окажутся после вступления в силу ТК ТС. Так, согласно статье 94 ТК РФ условиями включения таможенного перевозчика в реестр являются, в частности, обеспечение уплаты таможенных платежей, а также страхование риска гражданской ответственности. Пунктом 2 статьи 339 ТК РФ предусмотрено, что размеры обеспечения платежей и страховая сумма не могу быть меньше 20 млн рублей. Белорусские же таможенные перевозчики в соответствии с положениями статьи 115 ТК РБ должны предоставлять обеспечение платежей в сумме, примерно эквивалентной 5,25 млн российских рублей — не менее 15 тыс. «базовых величин». Согласно постановлению СМ РБ от 02.11.2007 № 1446 «базовая величина» равна 35 тыс. белорусских рублей. Сегодня примерно за 100 белорусских дают 1 российский рубль. Кроме того, требования о наличии договора страхования гражданской ответственности не предусмотрено. Не обязателен он и для казахских таможенных перевозчиков. Согласно статье 63 ТК РК они должны обеспечить уплату платежей на сумму в размере десятитысячекратного «месячного расчетного показателя», установленного статьей 9 Закона РК «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год. На 2010—2012 годы «месячный расчетный показатель» составляет 1413 тенге. При нынешнем курсе тенге к рублю примерно 5 к 1 обеспечение будет составлять порядка 2,826 млн рублей.
Согласно статье 109 ТК РФ условиями включения в Реестр владельцев СВХ в частности являются обеспечение уплаты платежей и страхование гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 2 млн рублей. Согласно статье 339 ТК РФ размеры обеспечения уплаты платежей не могут быть менее 2,5 млн рублей и дополнительно 1 тыс. рублей за 1 кв. м полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве СВХ используется помещение, для владельцев СВХ открытого типа либо 2,5 млн рублей для владельцев СВХ закрытого типа. В действующих ТК РБ и ТК РК не предусмотрено предоставления владельцем СВХ обеспечения платежей, а также заключение им договора страхования гражданской ответственности.
Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) согласно статье 140 ТК РФ являются обеспечение платежей на сумму не менее 50 млн рублей (статья 339 ТК РФ) и наличие договора страхования гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей. ТК РБ и ТК РК не предусматривают необходимости обеспечения уплаты платежей таможенными агентами и таможенными брокерами соответственно. Статьей 85 ТК РБ предусмотрено требование таможенному агенту (представителю) иметь договор страхования гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 10 тыс. «базовых величин». Значит, размер страховой суммы составит примерно 3,5 млн российских рублей. Это более чем в 5,7 раза меньше размера требований, предъявляемых российским таможенным представителям. ТК РК также предусматривает необходимость наличия договора страхования гражданско-правовой ответственности таможенного брокера (статья 400), однако конкретные размеры страховой суммы не установлены.
Посмотрим, что же произойдет после вступления в силу ТК ТС. Согласно положениям пункта 2 статьи 1 таможенное регулирование в ТС будет осуществляться в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов ТС. Это значит, что условия деятельности владельцев СВХ, таможенных представителей и перевозчиков будут регулироваться как законодательством ТС, так и национальным. Так, для включения в реестр таможенных перевозчиков (статья 19) необходимо, в частности, предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 200 тыс. евро; наличие договора страхования гражданской ответственности (размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов ТС); соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС. Условиями включения в реестр владельцев СВХ (статья 24) являются наличие договора страхования гражданской ответственности (размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов ТС); соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС. Условиями для включения в реестр таможенных представителей (статья 13) являются: наличие договора страхования гражданской ответственности (размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов ТС); предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро; соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС.
Таким образом, для российских таможенных перевозчиков суммы обеспечения уплаты таможенных платежей снизится — по существующему курсу установленные ТК ТС 200 тыс. евро примерно равны 8 млн рублей. Если будет продолжать действовать ТК РФ, то минимальная страховая сумма по договору страхования гражданской ответственности таможенного перевозчика останется в размере 20 млн рублей. Если ТК РФ заменят Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», проект которого подготовлен ФТС России, то на законодательном уровне эта сумма не будет определяться. Российским владельцам СВХ не придется страховать свою гражданскую ответственность, при этом в упомянутом проекте закона предлагается оставить те же минимальные размеры, что и в действующем ТК РФ. Также не предполагается изменение размера обеспечения уплаты платежей владельцами СВХ. В отношении таможенного представителя предлагается установить требование о минимальной сумме страхования гражданской ответственности в размере 20 млн рублей, как и в действующем ТК РФ.
Теперь посмотрим, что же произойдет с условиями работы белорусских и казахских коллег. Согласно положениям статьи 367 ТК ТС таможенные агенты, брокеры (представители), перевозчики и владельцы СВХ, созданные до вступления в силу ТК ТС, будут вправе осуществлять свою деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС. Таможенные перевозчики, созданные до вступления в силу ТК ТС, будут вправе осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ТС в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством ТС, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС без подтверждения своего статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 18 ТК ТС, при наличии информации об их включении в общий реестр таможенных перевозчиков, формируемый Комиссией ТС.
Положения статьи 13 ТК ТС в части предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро, как обязательного условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, будут применяться в государствах — членах ТС, если их законодательством предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных платежей возникает солидарно с плательщиком. Государства — члены ТС, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС солидарная обязанность с плательщиком по уплате таможенных платежей не предусмотрена, обязуются в течение 1 года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя такая обязанность будет возникать.
Таким образом, есть вероятность, что в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС таможенные перевозчики, владельцы СВХ трех стран будут работать по прежним, неравным правилам. При этом после включения в Реестр ТС таможенные перевозчики РБ и РК получат возможность осуществлять свою деятельность на территории всего ТС. Неравенство будет заключаться в том, что их российские коллеги обязаны будут обеспечивать уплату таможенных платежей в сумме не менее 8 млн рублей, белорусские — не менее 5,25 млн рублей, а казахстанские — на сумму не менее 2,826 млн рублей. Если в РФ не отменят соответствующие положения ТК РФ, то российским таможенным перевозчикам придется страховать гражданскую ответственность на сумму не менее 20 млн рублей, а белорусским и казахстанским этого не понадобится.
Российские владельцы СВХ будут работать на сегодняшних условиях, а их белорусские и казахстанские визави — без обеспечения и фиксированных минимальных сумм размера гражданской ответственности. Таможенным представителям в РБ и РК еще 1 год не потребуется обеспечение таможенных платежей в размере 1 млн евро, поскольку действующими ТК обеих стран не предусмотрена солидарная ответственность таможенного агента и брокера с декларантом за уплату таможенных платежей. При этом не совсем понятно, что будет, если РБ и РК по каким-то причинам ее и не предусмотрят.
Конечно, законодательство участников ТС меняется, но мы должны быть готовы к тому, что законодательные органы и правительства РБ и РК, учитывая реальность возникновения конкуренции с российскими предприятиями, могут установить для своих предприятий более льготные условия (в рамках ТК ТС), чем это получится у российского законодателя и правительства. Таким образом, весьма реальна возможность перетекания в ближайшие полгода-год спроса со стороны российских участников ВЭД на услуги таможенных перевозчиков, представителей и владельцев СВХ в РБ или в РК. Поскольку экономически деятельность российских компаний будет связана с большими издержками, чем у их конкурентов, это не может не сказаться на цене оказываемых услуг. Если при этом у соседей окажется больше порядка в организации соответствующей работы, то потери российского бизнеса неизбежны.
В этой связи представляется необходимым незамедлительное принятие мер для снижения размеров обеспечения уплаты таможенных платежей и сумм страхования гражданской ответственности для отечественных компаний. Кроме того, следует отработать механизмы обеспечения таможенных платежей, которые были бы доступны организациям и предприятиям среднего и малого бизнеса. В первую очередь — поручительство. Необходимо создать ситуацию, когда ФТС России будет обязана принимать в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей поручительство общественных объединений (ассоциаций, гильдий и т. д.) таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов, участников ВЭД.
По материалам Игоря Петрова
юридическая компания «Касто»,
журнал «Таможенные новости»