Таможенный союз откладывается
Таможенный союз с 1 июля 2010 года не сможет заработать в полную силу — об этом сегодня заявил Владимир Путин. Сторонам не удалось достигнуть консенсуса по ряду вопросов. Таким образом, пользу от союза российские бизнесмены почувствуют еще не скоро. А вот неудобства от него они ощущают уже давно
Белорусия настаивают на снижении экспортных пошлин на нефтепродукты, Казахстан — на сохранении объема товаров, которые граждане смогут завозить в страну, а для России важнее всего оказались импортные пошлины на самолеты и автомобили, от которых зависят планы развития отечественного автопрома.
«Когда мы выстраивали эти планы, то достигли определенных договоренностей с инвесторами, которые пришли на нашу таможенную территорию, — заявил сегодня Владимир Путин в интервью телекомпании „Мир“ по итогам переговоров в Петербурге. — Они организуют здесь производство, создают рабочие места, приносят новые технологии. Мы обещали им, что будем держать определенный уровень таможенной защиты при ввозе на нашу территорию новых, а тем более подержанных машин. Особенно это важно в условиях кризиса. Если мы съедем с этих позиций, то будущее некоторых наших предприятий, как ВАЗ, допустим, будет поставлено под вопрос. И для нас это имеет существенное значение».
Премьер-министры трех стран договорились, что эксперты продолжат консультации по спорным вопросам еще в течении двух недель, информирует НТВ.
Путин упомянул и о проблемной сфере для Белоруссии — вывозных таможенных пошлинах на нефть и нефтепродукты. После того, как Россия отменила вывозные пошлины на газ для Украины, которая принципиально не входит в состав Таможенного союза, Белоруссии, на правах «союзника», захотелось того же самого, только по нефти. Однако премьер пока отреагировал уклончиво, заявив, что круг чувствительных для Белоруссии вопросов не исчерпывается только этой проблематикой, передает «Свободная пресса».
С другой стороны, российскую сторону не устроили требования Казахстана сохранить норму, согласно которой физические лица могут завозить на свою территорию до двух тонн иностранного товара с пониженной таможенной ставкой — 0,6 евро. «Две тонны — это немаленький объем. Каждое физическое лицо. Без ограничений по количеству этих завозов. Это чувствительно для нашей легкой промышленности, потому что значительная часть этих товаров, конечно, китайского происхождения», — заявил Владимир Путин.
Таким образом, пользы от таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в ближайшее время российскому бизнесу не будет никакой. Зато с издержками этого начинания россиянам приходится сталкиваться уже несколько месяцев.
Так, Минпромторг в начале 2010 года фактически остановил импорт алкоголя в страну. В связи с созданием Таможенного союза импортеры должны были получить лицензии нового образца, однако большинство из них узнало об этом, лишь когда продукцию перестала пропускать таможня. Кроме того, многим бизнесменам было и впоследствии отказано в выдаче лицензий импортерам алкоголя.
В результате несколько компаний обратились в антимонопольную службу, которая в марте 2010 года признала Северо–Западное управление Минпромторга нарушившим закон о конкуренции. Разбирательства по этому поводу продолжаются по сей день.
По материалам "Деловой Петербург"