Россию беспошлинный экспорт не устраивает
На VII евразийском форуме KazEnergy прозвучали планы казахстанских нефтяников увеличить экспорт нефти на рынки Китая и Евросоюза. Реакция России не заставила себя долго ждать: газета «Известия» сообщила, что российские таможенники начнут бороться с неоднозначными схемами беспошлинного экспорта с территории Казахстана.
О том, что республика намерена увеличить экспорт нефти на рынки Китая и Евросоюза, заявил в ходе форума KazEnergy министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев: «Казахстан находится в центре между ключевыми рынками потребления нефти — ЕС и КНР. Возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом на них через Черное море, по трубе БТД (Баку — Тбилиси — Джейхан), не говоря уже о рынках Афганистана и Узбекистана. Тем не менее, с точки зрения объемов экспорта, главные экспортные рынки для нас — это ЕС и Китай».
Поднебесная в приоритете
В Поднебесную Казахстан планирует увеличить экспорт «черного золота» с нынешних 11 миллионов тонн до 20 миллионов тонн. И эксперты полагают, что в китайском направлении республика составит конкуренцию России. Во-первых, Китай уже давно и с удовольствием дает миллиардные кредиты странам Центральной Азии под нефтегазовые проекты, а получает возврат кредита газом и нефтью по низким ценам. (В тот же Казахстан Пекин инвестировал около $15 миллиардов.) Во-вторых, у Казахстана есть существенное преимущество перед Россией — более короткое транспортное плечо при трубопроводных поставках.
Напомним, что в мае 2004 года во время визита Нурсултана Назарбаева в Пекин было подписано соглашение о строительстве нефтепровода Атасу — Алашанькоу. Пекин выделил $800 млн на строительство нефтепровода почти в тысячу километров. Летом 2004 года «КазТрансОйл» и CNODC («дочка» CNPC) создали совместное предприятие «Казахстанско-китайский трубопровод» по строительству нефтепровода Атасу — Алашанькоу и транспортировке нефти. Мощность новой трубы планировалось довести до 20 млн тонн, о чем и сказал на форуме KazEnergy Сауат Мынбаев.
Кстати, на церемонии пуска Атасу — Алашанькоу гендиректор «КазТрансОйла» Нурбол Султан заявил, что труба будет заполняться в равных частях казахстанской и российской нефтью, но по факту нефтепровод стал конкурентом российской трубе «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Белорусский сценарий в Казахстане
Ситуация с транспортировкой нефти в Китай сильно напоминает «белорусский сценарий». В январе 2010 года между Россией и Белоруссией разразился нефтяной скандал. Тогда Россия хотела повысить экспортные пошлины на нефть, в то время как Белоруссия настаивала на сохранении прежних льгот и требовала вообще отменить пошлину на экспорт нефти в Белоруссию, поскольку это противоречит логике Таможенного союза.
Затем 1 февраля 2010 года такой же инцидент случился с поставками российской нефти в Казахстан, после того как появились разночтения по постановлению российского правительства о ставке таможенной пошлины на нефть, экспортируемой российскими нефтяными компаниями в страны-участницы Таможенного союза. Однако ранее вывоз нефти в Казахстан не облагался пошлиной. В результате «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть», «Славнефть», «Русснефть» приостановили свои поставки в Казахстан.
Через неделю вопрос урегулировали, и, как отмечал представитель Минэнерго РК Жасулан Заиров, «в 2010 году Россия обязалась поставить в Казахстан не менее 9 млн тонн нефти. Из них 2 млн тонн идет по нашей системе «КазТрансОйл» в Китай. А 7 млн тонн распределяются между казахстанскими заводами. Основной объем приходится на Павлодарский НПЗ, который полностью загружается российской нефтью».
Тогда было заявлено, что постановление российского правительства «не влияет на отгрузки в Казахстан, поскольку вся нефть используется для снабжения внутреннего рынка РК».
В сентябре этого года на встрече в Павлодаре между Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным опять заговорили о выпадающих доходах российских нефтяных компаний. Премьер РФ Дмитрий Медведев поручил Минэнерго провести переговоры и договориться о компенсации выпадающих доходов РФ при поставках нефтепродуктов в республику. Согласно документам Таможенного союза, потери российского бюджета при поставках нефтепродуктов в Казахстан должны с 1 января этого года возмещаться в натуральной форме за счет встречной поставки нефти в РФ.
Чем недовольны россияне?
Однако при всей схожести белорусского и казахстанского сценариев между ними есть разница. По существующей сейчас схеме российские нефтяные компании имеют свою прибыль за счет льготного тарифа на прокачку нефти по территории страны-члена ТС, а Беларусь забирает себе экспортную пошлину. Такой же сценарий стали разворачивать в Казахстане. Но Казахстан — не Белоруссия, он производит 80 млн тонн, из которых большая часть идет на экспорт, причем в Китай со значительной скидкой.
Сейчас в России существуют две точки зрения на экспорт «черного золота» в Китай. Группа Игоря Сечина считает, что надо гнать российскую нефть по нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан). В этом случае деньги за прокачку нефти остаются в России, а Китай не может выдвигать свои условия. Противоположного мнения придерживается вице-премьер Аркадий Дворкович, который лоббирует маршрут поставки российской нефти через казахстанский нефтепровод Атасу — Алашанькоу.
Об этих хитросплетениях и написала газета «Известия». По информации издания, россияне недовольны тем, что Астана активно демпингует на тарифе по прокачке нефти по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу. С сентября для российских компаний он снизился вдвое, до $11,3 за тонну на 1 тыс. км, что намного дешевле стоимости прокачки нефти в Китай по ВСТО (около $70). Понятно, что россиянам невыгодно снижение тарифов на прокачку, потому как это может привести к снижению объемов прокачки по ВСТО и сделает российский нефтепровод нерентабельным.
Не устраивают и «планы казахстанской нефтяной госкомпании «КазМунайГаз» по увеличению поставок российской нефти в Китай без уплаты экспортной пошлины в российский бюджет. Использованная в Казахстане схема ухода от пошлины является формально законной, но может привести к выпадающим доходам российского бюджета в объеме до $1 млрд в год», пишут «Известия».
Также газета сообщает, что «Транснефть» не поставляет свою нефть через Казахстан в Китай. И поэтому слова вице-министра нефти и газа Казахстана Булата Акчулакова о транспортировке в Китай по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу 2 миллионов тонн российской нефти без уплаты экспортной пошлины в российский бюджет (с 1 октября пошлина составляет $418,9 за тонну) вызывают возмущение российской стороны.
Впрочем, скорее всего, негодование россиян вызывает не сегодняшняя ситуация: два миллиона тонн нефти, по большому счету, погоду не делают. Но лет через восемь, когда, как говорит министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев, с ростом добычи может ожидаться некоторая нехватка мощностей, которую Казахстан намерен «закрыть» китайским и транскаспийским направлениями, — вот тогда, действительно, российский бюджет может оказаться в ауте.
Кстати, как утверждает источник газеты «Известия», в конце октября президент России Владимир Путин встретится с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Обсуждать будут реэкспорт российской нефти в Китай...
По материалам «Respublika-kaz.info»