Применение книжек МДП отменили только в Сибири и на Дальнем Востоке
С 14 сентября ФТС планировала отказаться от применения книжек МДП (TIR), использующихся в 68 странах, при перевозках по территории России. Планировалось, что с настоящего времени для таможенного оформления груза предъявления одной книжки МДП было бы недостаточно – необходимо было бы предоставлять, например, банковскую гарантию.
Однако в последний момент руководство Федеральной таможенной службы изменило свое решение: согласно письму ФТС, новые правила будут действовать только на сибирских и дальневосточных таможенных постах. Как заметил Антон Гуськов — член Ассоциации торговых компаний и производителей компьютерной и электронной техники – большая доля грузоперевозок приходится на европейскую территорию страны. Марина Лякишева – советник DLA Piper – также отметила, что книжки МДП на Дальнем Востоке и в Сибири не применялись и до выхода постановления, поскольку Китай не является действующим членом конвенции.
По мнению сотрудника одной из компаний, занимающихся импортом продукции, скорее всего, приняв данное решение, ФТС попыталась выйти из сложившейся ситуации, сохранив лицо. Однако нет никаких гарантий, что в скором времени правила не поменяются еще раз.
Напомним, что в августе текущего года ФТС объявила, что собирается разорвать действующий договор с «АСМАП» (Ассоциация международных перевозок). Именно эта организация гарантирует платежи по книжкам МДП на территории нашей страны. Таким образом, в случае прекращения действия контракта с ассоциацией, применение процедуры МДП в России станет невозможным, — пояснила Лякишева.
Непонятно, что задумали в ФТС – комментирует происходящее сотрудник представительства IRU в России – таможня обсуждать ситуацию не собирается, и пока не ясно, какая организация сможет возложить на себя функции «АСМАП». Претензии представителей таможенной службы к «АСМАП» в IRU не понимают.
ФТС заявила, что «Асмап» не выполняет часть своих обязательств, которые заключаются в уплате долгов поставщиков в бюджет. Чтобы разобраться с этой ситуацией, «АСМАП» и ФТС создали рабочую группу. По данным ФТС, ассоциация задолжала стране около 4 миллиардов рублей с 2004 года. Представители же «АСМАП» утверждают, что претензии таможенников за этот период не могут превысить 1 миллиарда рублей.
В настоящее время многие представители бизнеса не понимают, как им поступить. «АСМАП» подтвердила, что по результатам последних нескольких месяцев продажи книжек МДП существенно снизились: в некоторой степени спад сезонный, но все-таки многие перевозчики решили отказаться от TIR вследствие заявления ФТС.
Некоторые транспортные компании приняли решение подать заявки на получение статуса таможенного перевозчика, что позволит перевозить продукцию без обеспечения уплаты платежей.
Однако, как заметил начальник департамента логистики компании Supra Константин Алехин, отказаться от книжек МДП все равно не получится, поскольку они действуют в Европе. К тому же неизвестно, что изменится с 1 декабря.