От Союзного государства – к Евразийскому союзу
На декабрьском саммите ЕврАзЭС в Москве главы России, Беларуси и Казахстана постарались заглянуть в будущее. Они договорились, хотя и не сразу и не без труда, как подчеркнул президент РФ Дмитрий Медведев, создать на базе Единого экономического пространства Евразийский союз. Эта новость была, пожалуй, одной из самых обсуждаемых на минувшей неделе
Последовали пространные комментарии политологов, которые сходятся на том, что Евразийский союз – это, возможно, единственный полномасштабный интеграционный проект, возникающий на постсоветском пространстве, логичное продолжение Союзного государства Беларуси и России.
Многие сразу вспомнили, что идея союза принадлежит президенту Казахстана, который озвучил ее еще в 1994 году. Напомним, что Нурсултан Назарбаев на протяжении шестнадцати лет не раз пытался доказать жизнеспособность и необходимость такой конструкции. Например, в апреле 2004 года, выступая на конференции в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева, он доказывал актуальность идей Евросоюза «и через десять лет», комментируя четыре основные позиции о том, что интеграция может носить только прагматический характер, основанный, прежде всего, на экономической целесообразности. Во-вторых, она должна быть многоярусной и разноскоростной. В-третьих, подкрепляться механизмами совместного обеспечения безопасности. И, в-четвертых, интеграция должна проходить без нажима, добровольно.
В проекте 1994 года предполагалось провести референдумы в странах-членах будущего союза, создать общий парламент, по типу парламента ЕС, сформировать комиссии по экономике, сырьевым ресурсам, инвестиционный банк союза, через который бы сближались денежно-кредитные системы и шло продвижение к единой валюте. Эти идеи, прежде всего касающиеся экономической составляющей, нашли отражение в документах Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Довольно любопытным, на наш взгляд, представляется интервью политолога Юрия Солозобова, известного специалиста по проблемам Центральной Азии, информационному агентству ИА REGNUM. Аргументируя необходимость создания Евразийского союза, он выражает опасение, что в противном случае в течение десяти лет постсоветские страны «Будут разорваны и поделены между собой двумя экономическими гигантами – Китаем и ЕС». В отношении России политолог замечает: «Или мы молча отдадим в аренду сперва территории Дальнего Востока, Восточной Сибири, месторождения, пахотные земли и окажемся в экономическом меньшинстве на своей же территории, или будет создан Евразийский союз как центр самостоятельной силы между ЕС и Китаем».
Речь не идет о реинкарнации СССР, куда важнее соответствующая моменту прагматика – вполне объяснимое стремление методично сращивать экономически взаимовыгодные проекты и минимизировать политические риски. Объединение экономик, по расчетам Юрия Солозобова, позволит увеличить ВВП входящих в новый союз стран в полтора-два раза. Политолог убежден, что в скором будущем в такой союз вступит Украина как государство, экономически наиболее интегрированное с Россией, он не исключает присутствия в нем Киргизии, Таджикистана, а также широкого сотрудничества с Турцией. Последняя, на взгляд более радикально настроенных экспертов, способна в силу сугубо экономических причин «втянуть» в союз и Закавказье, причём – это вообще сенсация, — вплоть до Грузии.
В целом уже сейчас можно говорить о реальности проекта Евразийского союза, основу которого заложили Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Евросоюз создавался сорок лет. Россия, Беларусь и Казахстан подошли к новой модели через десятилетие. И это обнадеживает.
По материалам «Время союза»