Какую валюту предпочтет таможенная «тройка»
Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, специально для РИА Новости.
21 мая в Санкт-Петербурге состоится встреча глав правительств стран Таможенного союза, а также заседание Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств — в формате пяти государств.
После подписания соглашений о создании ТС президентами России, Белоруссии и Казахстана некоторые скептики стали сравнивать ТС с МЕРКОСУР – Таможенным союзом южноамериканских государств, который большую часть времени тратит на выяснение отношений между участниками.
Первым испытанием для созданного интеграционного объединения стал вопрос о вывозных пошлинах на нефть внутри ТС. Официальный Минск выразил свое недовольство решением России вывести вопрос о нефти и нефтепродуктах из режима свободной торговли внутри единого таможенного пространства. Завершением этой позиции стало обращение Беларуси в Экономический суд СНГ.
В преддверии встречи в Санкт-Петербурге белорусская сторона утверждает, что ее позиция по отмене вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты будет поддержана и Казахстаном. Весьма неоднозначно в Белоруссии отнеслись к введению новых пошлин (равных российским) на ввоз автомобилей. Россия продолжает настаивать на полной унификации правил в ТС, связанных с импортом автомобилей. Предполагается, что Межгоссовет ЕврАзЭс 21 мая утвердит соглашение, касающееся транзита физическими лицами автомобилей из Белоруссии. Разница в размерах пошлин на ввоз автомобилей физлицами в России, Казахстане с одной стороны и Белоруссии с другой делает весьма выгодным реэкспорт автотранспортных средств из Белоруссии. Например, в России таможенная пошлина при ввозе Mazda-3 2008 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра для физлиц сейчас обходится в 3,6 тыс. евро, в Белоруссии — 1,12 тыс. евро.
Если Россия последовательно защищает интересы своих автопроизводителей, Беларусь проводит в рамках ТС политику защиты интересов производителей сельхозтехники и сахарной отрасли. Минск активно добивается от Москвы снятия всех фитосанитарных ограничений на доступ своей сельхозпродукции на рынок России.
Большие дискуссии о необходимости ТС идут и в Казахстане. Бизнес-круги опасаются экспансии российского капитала, который придет в наиболее финансово привлекательные отрасли экономики Казахстана. Рядовые граждане боятся повышения цен на товары народного потребления (прежде всего китайские) из-за введения унифицированных таможенных тарифов. Озабоченность именно этими вопросами выразил премьер-министр Казахстана Карим Масимов в начале мая на встрече с Владимиром Путиным. Тогда главы правительств России и Казахстана подтвердили «намерение двух стран завершить план мероприятий по формированию Таможенного союза в максимально короткие сроки». Казахстан понимает экономические выгоды от нахождения в ТС. По словам министра финансов РК Болата Жамишева, «мы вступаем в ТС для того, чтобы для бизнеса были созданы условия, возможности работать на рынке, население которого 170 миллионов человек, поскольку развивать какие-либо производства исключительно на территории Казахстана с 15-миллионнным населением значительно сложнее».
Членство в ТС имеет и крайне важное политическое значение для Астаны. Нахождение в составе мощного, реально работающего интеграционного объединения позволит Казахстану проводить более сбалансированную политику в отношение Китая.
Несмотря на трения, ТС смог сохранить интеграционную динамику, и 21 мая премьеры России, Белоруссии и Казахстана должны окончательно определить алгоритм распределение импортных пошлин. Еще в начале весны первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что члены ТС договорились «по очень сложным вопросам распределения денежных средств» от импортных пошлин и о «способах начисления денежных средств в национальные счета». 26 марта 2010 комиссия Таможенного союза приняла следующий алгоритм распределения пошлин: в бюджет России будет поступать 87,97% импортных пошлин, Белоруссии – 4,7%, а Казахстана – 7,33%. Однако переговоры об окончательных цифрах шли фактически до последнего дня. И весьма вероятно, что президент Александр Лукашенко на предстоящей встрече попытается вновь поднять долю Белоруссии до 5 процентов.
В Санкт-Петербурге могут быть озвучены многие новые предложения по интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства в дальнейшем. По информации ряда источников, в комиссии ТС будет рассмотрена заявка Киргизии. Предложение о присоединении к ТС было озвучено еще президентом Бакиевым, сейчас же временное правительство Киргизии решило форсировать этот процесс. Однако есть серьезные препятствия для присоединения Бишкека — и это не только внутриполитическая нестабильность страны, но и членство Киргизии в ВТО. Кроме того, на предстоящей встрече может быть объявлено об изменении формата ТС. К вступлению в интеграционное объединение будут приглашены не только члены ЕврАзЭС, но и все страны СНГ.
Как представляется, вопрос выстраивания отношений с Украиной может стать в ближайшее время одной из основных задач для интеграционной «тройки». Россия, Белоруссия, Казахстан — ведущие внешнеторговые партнеры Украины и ее товарооборот с участниками Таможенного союза превышает товарооборот с Евросоюзом.
Начало функционирования Единого таможенного пространства в рамках ТС неизбежно поставит вопрос о создании новых наднациональных органов. Россия еще в начале года предлагала комиссии ТС провести переговоры о создании наднационального казначейства. Зачисление средств на национальные счета участников ТС в любом случае потребует создания наднационального органа.
Большие споры в экспертных кругах вызывает вопрос введения единой валюты ЕЭП, первой фазой которого и выступает ТС. Плюсы от введения единой валюты понятны: сейчас большая часть расчетов в рамках интеграционного объединения проводится в долларах и евро, основные расчетные центры находятся вне рамок ТС. По факту Россия, Белоруссия, Казахстан через использование доллара и евро в расчетах кредитуют США и ЕС, Россия же сейчас крайне заинтересована в придании рублю статуса резервной валюты на постсоветском пространстве. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев -также сторонник введения единой валюты в ТС. Несколько лет назад он предлагал проект единой валюты для стран ЕврАзЭС.
Однако привлекательная идея имеет и определенные подводные камни: введение единой валюты — это потеря части суверенитета для стран — участниц проекта. Как показал опыт введения рубля в качестве единой валюты Союзного государства, вряд ли Александр Лукашенко готов отказаться на данном этапе от финансового суверенитета.
Некоторые российские аналитики также сомневаются в целесообразности этого шага. По их мнению, Россия как ведущая экономика на постсоветском пространстве через механизм единой валюты будет дотировать более слабые экономики Беларуси и Казахстана. Кризис евро из-за бюджетной политики стран Южной Европы усиливает позиции скептиков в отношении единой валюты ЕЭП. Ясно одно — процесс введения единой валюты ЕЭП не должен быть следствием директив, а может стать логическим завершением интеграционных процессов в рамках ЕЭП.
По материалам "РИА Новости"