Изъяны пространства
На середину октября предварительно запланированы консультации экономических и транспортных ведомств стран — членов Таможенного союза (ТС) по вопросам регулирования демпингового реэкспорта в страны ТС, транзитных перевозок и тарифов на территории ТС
Причем не исключено участие в этих консультациях первых вице-премьеров тех же стран. Потому что упомянутые вопросы недостаточно четко отражены в основополагающих документах Таможенного союза, из-за чего, например, объемы демпингового реэкспорта в Россию и другие страны бывшего СССР быстро растут с 1 июля. То есть со времени введения в действие единого таможенного пространства.
Негативную ситуацию в упомянутых секторах ТС недавно признал первый вице-премьер России Игорь Шувалов: «Не все нормы по перемещению товаров и грузов в рамках Таможенного союза соблюдаются. Нужно в кратчайшие сроки принять меры по устранению существующих барьеров».
Как сообщала «РБГ», между странами пока урегулированы не все вопросы формирования и корректировки транзитных пассажирских и особенно грузовых тарифов, и эта ситуация сохраняется до сих пор. Остаются различными уровни «билетных» цен на пассажирские перевозки внутри стран — членов Таможенного союза, а из-за этого возникают нестыковки и в определении сквозных тарифов через единое таможенное пространство. Отражение такой ситуации — и проблемы с доставкой казахстанских нефти и газа в Украину, что возможно только через Россию. Этот вопрос обсуждался в ходе переговоров в середине сентября в Киеве Нурсултана Назарбаева и Виктора Януковича. Посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев в ходе недавней пресс-конференции в Киеве отметил в этой связи, что даже при наличии казахстано-украинского соглашения по поставкам газа из Казахстана «оно зависит от согласования с Россией». Кроме того, обе стороны, по данным российского аналитика Сергея Расова, «обсуждая возможности поставок в Украину казахстанской нефти, ни слова не сказали о том, устранены ли разногласия по транзитному тарифу» (то есть по транзиту через РФ. — Прим. ред.).
Отражением несогласованности по таким вопросам является также проблема совместного регулирования демпингового реэкспорта в Россию, например, мясных продуктов. Как заявил в конце сентября руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельяминов, в Россию может попадать некачественное демпинговое мясо, в частности, из Китая через Казахстан. Из-за обширности российско-казахстанской границы — свыше 7 тыс. км — и отсутствия полновесного статистического учета грузов, пересекающих казахстано-российскую границу в условиях единого таможенного пространства. Косвенным доказательством наличия этой проблемы является тот факт, что, по данным А. Бельяминова, «из других стран Таможенного союза в последнее время растет импорт товаров сельскохозяйственной группы». Более того: руководитель ФТС призвал «вернуться к ведению статистики по торговле России в рамках Таможенного союза. Уже три месяца мы такую статистику не ведем, хотя другие страны ТС сохраняют этот сектор торговой статистики».
Актуальной такую проблему считает и эксперт Высшей школы экономики РФ Андрей Суздальцев: «У России практически прозрачная, причем обширная граница с Казахстаном, который граничит с Китаем — крупнейшим товаропроизводителем в мире». Существует, по его мнению, масса субъективных факторов, способствующих контрабандным товаропотокам или демпинговым реэкспортным интервенциям на российском рынке. Ибо его потребительская емкость намного больше, чем у других стран ТС. Что же касается решения проблем такого рода, то, как сообщил Андрей Сотников, доктор экономических наук, замначальника департамента экономики и отраслевых программ Союзного государства, «решение тарифных и внешнеэкономических проблем в ТС зависит от „состыкованности“ национальной экономической политики стран-членов». По его мнению, пока в странах этого союза сохраняются разные системы национального экономического регулирования, согласование тарифных и других экономических вопросов в рамках единого экономического пространства ТС рискует затянуться.
По материалам «Российская газета»