Инвестору стоит задуматься о будущем
С вступлением России в Таможенный союз (ТС) особо зазвучала тема ввоза импортного технологического оборудования, без которого невозможно перевооружение предприятий и создание современных производств. Чтобы модернизация экономики за счет технического перевооружения происходила интенсивнее, необходимо улучшать инвестиционный климат в стране, чему и призван способствовать ТС
Каждое входящее в него государство постарается именно у себя создать наиболее благоприятный инвестиционный климат. Одним из важных факторов, влияющих на достижение данной цели, является таможенное регулирование, в том числе ставки таможенных платежей, существующие льготы по их уплате, а также качество таможенного администрирования.
Сколько платить таможне
В отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно в целом оценить позитивно. Так, еще в марте 2006 года на многие виды технологического оборудования Россия отменила ввозные таможенные пошлины. Сначала нулевые ставки ввели сроком на 9 месяцев, а затем — на постоянной основе. Со временем список товарных позиций расширялся. Партнеры по ТС в этом плане не только не отставали, но в чем-то и опережали. В итоге в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС) ввозные пошлины установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. В основном это не основное оборудование для крупных производств, а вспомогательное — котлы, турбины, силовые установки, холодильное оборудование, некоторые виды подъемного оборудования, некоторые типы электродвигателей, трансформаторы, трубопроводная арматура, а также ряд самоходных машин.
Единственная отрасль промышленности, оборудование для которой традиционно облагается таможенной пошлиной по ставке 10%, — металлообработка, и главным образом это металлорежущие станки. Дело в том, что в России и Беларуси есть много станкостроительных предприятий, специализирующихся в данной области, и их интересы необходимо защитить. Отмечу, что с принятием ЕТТ ТС по инициативе Беларуси список металлообрабатывающего оборудования, облагаемого ввозной пошлиной, даже расширился. Практически все его позиции включены в перечень чувствительных товаров, по которым решение об изменении ставки пошлины Комиссия Таможенного союза (КТС) принимает консенсусом — только с согласия трех сторон. Такая мера понятна, но, по оценкам экспертов, парк металлообрабатывающего оборудования в РФ нуждается в серьезном и скорейшем обновлении, а российские и белорусские станкостроители по многим позициям пока не могут достойно конкурировать с ведущими производителями из Италии, Германии, Южной Кореи, Китая и Японии, а также обеспечить необходимые объемы производства. Полагаю, что при сохранении пошлины в 10% должна быть возможность ввоза данного типа техники с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Отмечу интересную деталь — на запчасти для всего металлообрабатывающего оборудования пошлина 0%. Вероятно, это сделано в интересах отечественных станкостроителей, которые, по всей видимости, при производстве своих машин используют импортные комплектующие. Вместе с тем, на мой взгляд, в случае ввоза крупногабаритного металлообрабатывающего оборудования, поставка которого осуществляется поэтапно, нулевая ставка пошлины на его части при грамотном подходе позволяет оптимизировать таможенные платежи.
Как известно, при импорте технологического оборудования помимо ввозной таможенной пошлины подлежит уплате и налог на добавленную стоимость (НДС). Установление его ставок, изменение порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран — участниц ТС. В России базовая ставка НДС, в том числе применяемая и при ввозе оборудования, — 18%. В Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20%, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12%.
Все понимают, что при соблюдении ряда условий НДС, уплаченный при таможенном оформлении, впоследствии без проблем предъявляется к вычету. Однако в случае с дорогостоящим промышленным оборудованием уплата НДС требует отвлечения немалых средств, которые могли бы быть направлены на инвестиции. Поэтому НДС — это бремя. Облегчить его позволяет постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ. Им утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого у нас не производятся и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на территорию России. В этом случае освобождение от НДС не накладывает на импортера никаких дополнительных обязательств или ограничений по пользованию или распоряжению оборудованием. Однако перечень подпадающей под эту льготу техники пока очень узок. В нем менее двух сотен кодов ТН ВЭД, охватываемых пятьюдесятью товарными позициями ТН ВЭД ТС. При этом более 20% списка — специализированное оборудование для медицинской промышленности, гражданской авиации и судостроения; еще 20% — машины для текстильной промышленности. Неплохо представлена полиграфическая техника и оборудование для пищевой промышленности (в основном для производства напитков), слабее — агрегаты для деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, металлообработки, хотя многие из них востребованы, уникальны и в России не производятся.
Напомню, что указанным постановлением Минпромторгу поручено совместно с ФТС России проводить анализ и предлагать изменения в перечень, что они и делали. При этом 10 позиций общей направленности, например машины литейные для литья металлов под давлением, из него исключили. Относительно дополнений тенденция такова, что они носят адресный характер и предназначены для конкретных контрактов, поэтому другие этой льготой не смогут воспользоваться. Как пример адресной позиции назову пятиклетьевой стан холодной прокатки, совмещенный с травильным агрегатом. Сейчас в перечне подобных позиций уже почти 10%. Несколько смущает, что процедура попадания в него оборудования непрозрачна, непонятно, по каким критериям принимаются решения, куда и с какими документами может обратиться импортер, или это должен сделать производитель оборудования, чтобы доказать, что его оборудование не имеет аналогов в РФ и должно быть включено в список.
Замечу, в статье 150 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и в названии перечня упоминается, что от НДС освобождаются также комплектующие и запасные части к оборудованию. Однако с практической точки зрения не очень понятно, как это работает при их отдельной поставке. Ведь согласно правилам классификации они должны декларироваться с другими кодами ТН ВЭД, не включенными в перечень. Никаких разъяснений по данному поводу нет, поэтому пока в отношении запасных частей эта льгота носит чисто декларативный характер и не имеет практического применения.
Что у соседей?
Говоря о партнерах по ТС, отмечу, что у Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета — фактически это то же самое освобождение. В отличие от нас данным постановлением утверждены и правила формирования перечня, который у соседей гораздо шире, при этом существует исчерпывающий список документов и сведений, которые должно предоставить заинтересованное лицо. Однако в отличие от России в Казахстане установлены ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами: импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд.
В законодательстве Беларуси нет положений по подобному освобождению от НДС, но есть декрет президента от 13.06.2001 N 16. Он позволяет предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по ставке таможенной пошлины 0%. При этом не взимаются проценты и не требуется обеспечение уплаты, нет никаких ограничений и по дальнейшему пользованию и распоряжению такой техникой. Поскольку ставки ввозных таможенных пошлин едины для всех участников ТС, говоря об уровне налогообложения при импорте технологического оборудования на территорию Союза, можно сделать вывод, что в этом отношении предпочтительнее выглядит Казахстан, где, как уже отмечалось, ставка НДС 12% и можно воспользоваться освобождением от НДС в отношении большей номенклатуры промышленного оборудования, хотя и с условием его целевого использования.
В уставный капитал
Помимо базового уровня налогообложения при принятии решения о ввозе технологического оборудования инвестор должен учитывать и специальные льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности, а также условия их предоставления. С началом функционирования ТС указанные льготы могут предоставляться исключительно на основании решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 и трехстороннего соглашения от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании». Оно допускает предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, а решение расширяет рамки льготы. Из него следует, что учредитель необязательно должен быть иностранным. Определение порядка предоставления льготы при вкладе в уставный капитал — прерогатива национальных законодательств.
Напомню, что в России льготы при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал существуют с 1996 года, с принятием постановления Правительства РФ N 883 в развитие соответствующей нормы закона о таможенном тарифе 1993 года. Почти 10 лет ввоз технологического оборудования в уставный капитал был весьма популярной формой инвестиционной деятельности для получения освобождения от уплаты таможенных платежей. Условием предоставления льгот являлось целевое использование оборудования. Его запрещалось отчуждать в течение неопределенного срока. Льготы также были по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС. С 2001 года по НДС они действовали только в отношении технологического оборудования, включенного в перечень, утвержденный приказом N 131 тогда еще Государственного таможенного комитета (ГТК). Он был достаточно широким. Однако в 2003 году появилось распоряжение ГТК России N 375-Р, и для получения освобождения от НДС при ввозе дорогостоящего оборудования стало необходимо иметь положительное заключение ГТК России.
Это стало, наверное, первым серьезным шагом по усложнению процедуры получения льгот при ввозе в уставный капитал. Дальше — больше. В 2005—2006 годах таможня буквально объявила войну данной льготе. Причиной стали результаты проверок целевого использования ранее ввезенного оборудования, которые, по сведениям таможенной службы, были весьма неутешительные. ФТС России рекомендовала таможенным органам взимать обеспечение таможенных платежей при предоставлении льгот и ввела новую процедуру их подтверждения. Уже после таможенного оформления таможни стали направлять документы в ФТС России. Сроки подтверждения и возврата обеспечения были, конечно, весьма затянуты. Также неожиданно для бизнеса изменились требования к содержанию учредительных документов. Формулировки, которые раньше признавались правильными, при неизменности гражданского законодательства в данной области, стали трактоваться иначе. Как результат, появилось много отказов в предоставлении льгот и возврате обеспечения. В итоге импортеры практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставный капитал.
Кроме того, из-за изменений в НК РФ и принятия упоминавшегося постановления N 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставный капитал были упразднены и льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0%, а в остальных случаях обеспечение уплаты таможенных платежей и прочие сложности никто не отменял (наоборот, в силу вступил приказ ФТС России от 12.07.2010 N 1315, обязывающий взимать обеспечение), сейчас у инвесторов в производство интерес к этой льготе отсутствует и практического применения она почти не имеет. Однако есть любопытное обстоятельство. В ТК ТС появилась новелла, представляющая некий интерес для предприятий, ранее воспользовавшихся льготами при ввозе в уставный капитал. Пришла она из Таможенного кодекса Беларуси. Если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставный капитал, были бессрочными, то по ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством иной срок не предусмотрен.
Нашим законодательством он не предусмотрен, по логике получается, что ранее ввезенное в уставный капитал оборудование, с момента выпуска которого прошло 5 лет, с 1 июля 2010 года уже не является условно выпущенным. Значит, теперь собственник может распоряжаться им как хочет. Однако, когда мы стали уточнять порядок реализации данной нормы, то выяснили, что есть письмо ФТС России от 12.08.2010 N 05-13/39454, отражающее позицию ФТС по данному вопросу. Из него следует, что по отношению к ранее ввезенному оборудованию данная норма начнет действовать лишь через 5 лет после вступления в силу ТК ТС. С нашей точки зрения, это противоречит переходным положениям, предусмотренным кодексом. Мы сожалеем, что норма, облегчающая положение участников ВЭД и прямо предусмотренная законодательством, скорее всего, еще 5 лет останется лишь на бумаге, если по этому вопросу не будет соответствующих судебных решений.
Хорошо, где нас нет
В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставный капитал. Причем в этом плане законодательство Беларуси, в отличие от российского, активно совершенствуется. Так, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС уже предоставляется не только коммерческим организациям с иностранными инвестициями, но и без таковых. Кстати, именно Беларусь инициировала принятие аналогичной нормы Комиссией Таможенного союза в решении «О едином таможенно-тарифном регулировании». Кроме того, упрощен порядок отнесения товаров к технологическому оборудованию. Если до 1 января 2010 года работа была возложена на исполнительные комитеты, то сейчас применение льгот осуществляется просто на основании кода ТН ВЭД ТС. Важной отличительной чертой предоставления льгот при ввозе в уставный фонд в Беларуси является то, что они могут применяться только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек. Еще одна особенность — ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льгот в качестве вклада в уставный фонд, действуют лишь в течение 3 лет с момента таможенного оформления.
В Казахстане льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе технологического оборудования, имеется в законодательстве в несколько ином формате. В соответствии с принятым в 2003 году законом об инвестициях она может предоставляться только по ввозной таможенной пошлине и лишь в отношении технологического оборудования и комплектующих к нему, предназначенных для реализации инвестиционного проекта. Условием предоставления льготы является соответствие инвестиционного проекта утвержденному Правительством Казахстана перечню приоритетных видов деятельности. Сегодня их 245. Предпочтение отдается перерабатывающим отраслям промышленности. Льгота дается при инвестициях не только в виде вклада в уставный капитал, но и в фиксированные активы для модернизации и создания новых производств. Ей могут в равной степени воспользоваться и иностранные, и национальные инвесторы. Для получения льготы они должны заключить инвестиционный контракт с инвестиционным комитетом Министерства индустрии и торговли РК.
По нашему мнению, следуя логике, с вступлением в ТС действие данного закона в части предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины должно быть приостановлено до приведения его в соответствии с положениями законодательства Союза в области тарифных льгот. Дело в том, что пункт 7.1.11 уже упоминавшегося решения Комиссии ТС N 130 предусматривает освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства — участника Союза.
Вместе с тем КТС должна вести перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товаров. Она же определяет порядок контроля за их целевым использованием. Что касается предусмотренной льготы в отношении сырья и материалов, а также запасных частей — это своего рода новелла, которая, безусловно, выглядит для инвесторов весьма привлекательно. Правда, здесь же есть уточнение, что льгота предоставляется только в случае, если это сырье и материалы не производятся в ТС или по техническим характеристикам не соответствуют реализуемому инвестиционному проекту. Какова будет процедура получения освобождения от ввозной пошлины по приоритетным инвестиционным проектам, пока непонятно — никаких актов КТС в развитие данного положения еще не опубликовала. Однако поскольку у Казахстана уже имеется проработанное инвестиционное законодательство и перечень приоритетных видов деятельности, можно говорить, что в Казахстане эта льгота заработает раньше других. У Беларуси тоже проблем быть не должно. Там есть целый Инвестиционный кодекс и разработан порядок предоставления льгот по инвестиционным проектам, включая уплату в отношении технологического оборудования ввозной таможенной пошлины и НДС, который, как и в Казахстане, предусматривает заключение инвестиционного договора между инвестором и уполномоченным государственным органом.
В России же нормы законодательства об инвестиционной деятельности разрозненны и бессистемны. Так, в статье 16 Закона РФ «Об иностранных инвестициях», принятого еще в 1999 году, говорится, что льгота по уплате таможенных платежей предоставляется иностранному инвестору при реализации им приоритетного инвестиционного проекта согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ. В законе предусмотрены и другие меры поддержки приоритетных инвестиционных проектов. Однако за почти 12 лет действия закона правительство так и не утвердило порядок определения и регистрации приоритетных инвестиционных проектов. Более того, в период противодействия льготам при ввозе в уставный капитал некоторые таможенные органы даже пытались отказывать в льготе, предоставляемой в соответствии с законом о Таможенном тарифе и Налоговым кодексом. Как основание указывалось, что данная статья предусматривает льготу только в отношении приоритетных инвестиционных проектов, а к ним ввозимое оборудование не относится. Вот такой парадокс! Можно сделать вывод, что в отношении льгот по уплате таможенных платежей как способа стимулирования инвестиционной деятельности в целях развития производства сейчас наиболее привлекательным для инвестора и актуальным является законодательство Беларуси.
Под одним кодом
Поскольку ставки ввозной таможенной пошлины по большинству товарных позиций промышленного оборудования составляют 0%, а НДС, даже при отсутствии возможности получить освобождение при импорте, рано или поздно будет предъявлен к вычету, напрашивается вывод, что вопрос льгот при ввозе промышленного оборудования для импортеров остро не стоит. Для них, особенно если речь идет о ввозе крупных промышленных объектов, и поставка осуществляется в течение длительного времени, более важна возможность оформить все компоненты оборудования по ставке пошлины 0%, а также отсутствие сложностей и задержек при таможенном оформлении.
Известно, что компоненты любого сложного технологического оборудования обычно изготавливаются не сразу и зачастую производятся в разных странах, поэтому наиболее оптимальной и, как правило, единственно возможной для отгрузки и монтажа является их поэтапная поставка в течение достаточно продолжительного периода времени, иногда года и более. Однако в этом случае, если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС, возникает необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Для многих узлов это влечет необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления сертификатов соответствия и иных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Так, в состав технологической линии часто входят соединительные металлоконструкции: мостки, переходы, лестницы, ограждения. При перевозке по объему они могут занять несколько фур. Если рассматривать их отдельно от основного оборудования, то их следует классифицировать в группе 73 ТН ВЭД ТС, по ней ставка пошлины 15%.
Еще пример — поставка печного оборудования. В его состав всегда входит огнеупорная футеровка. Это могут быть десятки фур с огнеупорным бетоном и прочими материалами, которые в общем случае подлежат обложению по ставке до 20%. Кроме того, в любой комплектной линии, как правило, есть много коммутационного электрооборудования, кабелей, контрольно-измерительных приборов. Если оформлять их отдельно, помимо уплаты ввозной пошлины потребуется еще и представлять отдельные сертификаты или декларации о соответствии. Подобных примеров масса.
К счастью, есть возможность классификации одним кодом ТН ВЭД оборудования крупных промышленных объектов, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени. Особый порядок его декларирования в России существует с 2001 года, когда вступил в силу приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388. Решение о классификации данного оборудования ФТС России принимает в течение 90 дней со дня обращения с необходимым комплектом документов. На основании классификационного решения и разрешения таможни на особый порядок декларирования оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Итоговая таможенная декларация оформляется, и таможенные платежи уплачиваются после завершения поставок.
Ввоз технологического оборудования в соответствии с данной процедурой помимо оптимизации таможенных платежей, еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. В этом случае не нужно представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять их коды ТН ВЭД, оформлять множество сертификатов, заключений ЭксКонта и прочих документов. Поэтому почти за 10 лет существования приказа N 388 данный порядок стал весьма популярным у импортеров оборудования. В качестве отрицательных моментов можно отметить, что нет четких критериев отнесения оборудования к одному коду ТН ВЭД, не выработаны детальные правила заполнения списка товаров, который является основой классификационного решения. Позиция ФТС России в этом отношении весьма нестабильна. Бывает, что одни и те же компоненты признают вспомогательными и исключают из списка товаров, в другом случае они входят в классификационное решение.
Постоянно меняется мнение по поводу необходимости указания в списке товаров веса, стоимости, единиц измерения, кодов ТН ВЭД. Также проблемой является невозможность включения в решение технической документации и запасных частей, которые необходимы для запуска или опытной эксплуатации и почти всегда поставляются вместе с оборудованием. Однако, несмотря на отдельные сложности, существующий порядок, без сомнения, способствует сокращению затрат импортеров и является важным положительным фактором в деле переоснащения производства.
Будет по-новому
В ТК ТС возможность сохранения вышеуказанных особенностей ввоза технологического оборудования, к счастью, предусмотрена. Причем этот вопрос может регламентироваться национальным законодательством. В России пока действует приказ N 388. Однако после принятия закона «О таможенном регулировании» он будет отменен. Исходя из принятого в первом чтении законопроекта, особенности классификации и декларирования оборудования будут установлены непосредственно данным документом. При этом предусмотрено несколько отсылочных норм к ведомственному законодательству.
Кратко о планируемых изменениях: во-первых, увеличен срок действия классификационного решения. Если раньше все компоненты следовало ввезти в течение 6 месяцев с даты оформления первой партии, то теперь этот период хотят увеличить до года. Правда, с учетом времени подачи итоговой декларации. Шаг разумный, поскольку при реализации крупных проектов за полгода мало кто успевал завершить поставку. Конечно, можно было продлить решение, но для этого следовало вовремя подать заявление, в любом случае была лишняя волокита. Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность внесения изменений в классификационное решение и оставления решения в силе, если не были ввезены какие-то компоненты, не влияющие в целом на классификацию. Сейчас это крайне проблематично.
Законопроектом также предусмотрено упрощение процедуры начала таможенного оформления в соответствии с классификационным решением. Если раньше она носила разрешительный характер, то теперь предполагается уведомление таможни декларантом. В качестве интересной новеллы отмечу расширение группы товаров, на которые может быть получено классификационное решение. Помимо машин и оборудования групп 84, 85, 90 данный порядок будет распространяться на металлоконструкции и резервуары (группа 73 ТН ВЭД ТС), сборные строительные конструкции (94) и транспортные средства (86-89 группы). Сожаление вызывает, что срок принятия классификационного решения планируется оставить без изменений — в течение 90 дней со дня подачи заявления.
Чем у них лучше
Отмечу, что в Беларуси постановление ГТК РБ, аналогичное, по сути, приказу ГТК России N 388, появилось позже — в 2003 году. Документ практически не отличался от приказа N 388, но уже в конце 2007 года его заменил новый документ, в котором срок действия заключения о возможности классификации с единым кодом ТН ВЭД был увеличен с 6 месяцев до года и сокращен срок принятия заключения о классификации — с 90 до 60 дней. Кроме того, в отличие от приказа N 388, данным постановлением предусмотрена возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта.
В Казахстане до сих пор аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле РК, вступившем в силу с 01.07.2010, особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены. Причем срок принятия решения о классификации всего 30 дней. Если каких-то документов не хватает, заявитель должен быть уведомлен об этом в течение 15 дней с момента подачи заявления, а не 30, как в нашем законопроекте.
Таким образом, в настоящее время законодательством всех стран — участниц ТС предусмотрена возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД крупного оборудования, поставляемого партиями. При этом в части сроков принятия решения по классификации законодательства Беларуси и Казахстана более благоприятны. Это немаловажный фактор, так как на деле очень мало участников ВЭД обращаются по данному вопросу заблаговременно. Объясняется это тем, что информацию об оборудовании, необходимую для получения решения, производитель, как правило, может предоставить ближе к началу отгрузки.
Что поможет?
В заключение отмечу, что ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в России можно в целом оценить положительно. Этому способствуют нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, освобождение некоторых видов оборудования от НДС, возможность при длительной поставке отдельными партиями декларировать оборудование по одному коду ТН ВЭД ТС. Однако сравнительный анализ действующего законодательства в данной области в Беларуси и Казахстане показал, что у наших партнеров имеются некоторые преимущества. К тому же в этих странах инвестиционный климат по всем параметрам оценивается как более благоприятный, чем в России. Так, в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса за 2009 год РФ заняла 120-е место из 183, Казахстан — 63-е, Беларусь — 58-е. Поэтому, если мы хотим увеличить инвестиции в производство или сохранить их на прежнем уровне, необходимо срочно предпринимать все возможные меры, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы в области таможенного регулирования.
В качестве конкретных шагов, которые могут быть предприняты в данном направлении, назову расширение перечня освобождаемого от НДС оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, установление гласных правил формирования данного перечня, включая порядок обращения заинтересованного лица; разъяснение порядка освобождения от НДС комплектующих и запасных частей данного оборудования; упрощение процедуры ввоза оборудования в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал, в том числе отмену необходимости обеспечения уплаты таможенных платежей; утверждение перечня приоритетных видов деятельности; определение иных критериев отнесения инвестиционных проектов к приоритетным с целью внесения в КТС предложений для предоставления по ним льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
Кроме того, целесообразно разрешить включать в классификационное решение и декларировать одним с основным оборудованием кодом ТН ВЭД ТС все запасные части и техническую документацию, которые получают в рамках основного контракта на поставку техники; установить единообразный подход к классификации одним кодом ТН ВЭД ТС и разработать подробные правила заполнения списка оборудования, по которому осуществляется таможенное оформление в соответствии с классификационным решением; сократить сроки принятия решения о классификации, например за счет делегирования полномочий по принятию классификационных решений региональным таможенным управлениям.
По материалам "Татьяны Любацкой, ведущего эксперта OTK Group «Таможенные новости»