Хладагент не выходит на связь
Вчера в «Российскую газету» поступила информация, что на таможне в российских портах «застряли» крупные партии кондиционеров, которые могли бы восполнить серьезный дефицит климатической техники в магазинах Центральной России
Один из экспертов «РГ» по климатическим рынкам предположил, что кондиционеры могли задержать из-за наличия в них озоноразрушающего хладагента R22. Согласно обязательствам Монреальского протокола, который наша страна подписала в начале 90-х, Россия с этого года должна ограничить потребление вредных для озонового слоя веществ до одной тысячи тонн. Это, для сравнения, на 133 тонны меньше, чем в 2008 году.
Сейчас готовится постановление правительства о квотировании хладагентов, а в следующем году производители ждут закона, запрещающего ввоз в нашу страну озоноразрушающей техники. В том числе и многих кондиционеров экономкласса, которые работают на хладагенте R22. «Возможно, на таможне слишком рьяно проверяют кондиционеры, хотя пока законодательных оснований для этого нет, — предположил эксперт „РГ“, пожелавший остаться неизвестным. — Весной этого года некоторые поставщики уже сталкивались с проблемами „заторов“: кондиционеры, в которых содержался R22, могли продержать на границе две-три недели».
Кондиционеры могли «застрять» в двух портах — в Новороссийске и в Санкт-Петербурге. Однако в местных таможенных управлениях нас заверили, что никаких заторов, связанных с климатической техникой, у них не возникало. Информацию не подтвердили и крупнейшие поставщики этого товара. «Вряд ли в августе у кого-то могли быть крупные поставки кондиционеров», — отметил Алексей Шаблий, руководитель одного из крупнейших дистрибьюторов климатической техники в России. И пояснил, что подавляющее большинство кондиционеров, которые везут в Россию, производятся в странах Азии. А с момента оформления заказа на китайском, корейском или японском заводе до появления техники в России должно пройти не меньше трех месяцев. Как минимум 35 дней тратится на изготовление, 45 дней — на транспортировку и 10 — на «непредвиденные расходы», из которых таможня занимает 1-2 дня.
«Чтобы партия пришла в августе, ее надо было заказывать в мае, — развивает тему директор маркетингового агентства по исследованию рынков климатической тематики Георгий Литвинчук. — Тогда никто из поставщиков и не предполагал, что в августе может быть такой дефицит кондиционеров, поэтому крупных заказов не было». Климатическая техника, которую заказывали во время июньского и июльского ажиотажа, доедет до России не раньше сентября или октября. Но и эти поставки, скорее всего, нельзя будет назвать крупными. «Климатический рынок России имеет очень большую сезонность, — поясняет Георгий Литвинчук. — В прошлом году 65 процентов от всего объема продаж пришлось на июнь и июль. Поэтому вряд ли поставщики стали бы заказывать в больших объемах кондиционеры, которые приедут только к октябрю».
По материалам «Российская газета»