Реформа застряла на таможне
ФТС решила самостоятельно реформировать таможню. Согласно утвержденной стратегии развития главной задачей для ведомства станет совершенствование таможенного регулирования. В итоге срок прохождения таможни за пятилетку сократится примерно в 40 раз, а уже в следующем году исчезнет необходимость приносить документы в бумажном виде. Однако бизнес предстоящие изменения встретил с недоумением: написанная таможенниками стратегия полностью повторяет утвержденную полгода назад и уже реализуемую «дорожную карту».
К реформированию таможни подвели новую нормативную базу. В дополнение к уже утвержденной в июле прошлого года «дорожной карте», разработанной в АСИ, правительство вчера опубликовало подготовленную ФТС стратегию развития таможенной службы до 2020 года. Согласно документу в следующие семь лет главной задачей таможенников будет совершенствование регулирования. В ФТС намерены повсеместно внедрять предварительное информирование, полностью перейти на электронное декларирование к 2014 году и автоматизировать принятие решение о выпуске товаров.
В результате максимальное время для таможенных операций должно сократиться с 72 часов в 2012 году до 2 часов в 2018-м при экспорте и с 96 часов до 2 часов при импорте. Доля деклараций, оформленных в электронном виде, без представления документов и сведений на бумажных носителях, вырастет с 40% в 2012 году до 100% уже в следующем году, а требовать таможенники будут всего четыре документа (сейчас — десять) уже в 2018 году.
Бизнес, однако, остался недоволен подготовленной ФТС стратегией. «Те радикальные предложения, которые могли бы переломить ситуацию на таможне, поставить ее на инновационный путь развития, существенно сглажены», — критикует документ партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина. Одной из таких мер могла бы стать уплата платежей после выпуска товаров, объясняет она, однако утвержденная правительством стратегия такую меру не предусматривает.
Кроме того, в документе «застолблены в качестве ключевых моментов» меры, которые «вызывают сомнение у бизнеса как правильный вектор развития для таможни», продолжает юрист. Среди таких предложений — перенос мест таможенного оформления к местам, приближенным к таможенной границе, или повсеместное внедрение предварительного информирования в существующем виде.
Документ вызывает ощущение дня сурка, говорит директор НП «Гильдия ПРОВЭД» Руслан Кисс. В июле прошлого года правительство подписало «дорожную карту» АСИ по реформированию таможни, главные цели которой полностью повторяют стратегию. Отличие в том, что документ АСИ
предполагает мониторинг с участием бизнес-сообщества, а разработать план по реализации стратегии должно само ведомство, добавляет г-жа Баландина. «Как будут коррелировать эти два документа, непонятно», — недоумевает она.
Документ разрабатывался службой больше года и впервые был направлен на согласование в ведомства еще в конце 2011 года, поясняет и.о. начальника аналитического управления ФТС Леонид Савицкий. «Когда разработка «дорожной карты» была в активной фазе, мы уже внесли стратегию в правительство, — говорит он, — поэтому при разработке документа в АСИ мы предложили учитывать наши показатели».
По материалам «РБК daily»