МАПП Бурачки: очереди есть, заторов нет
На данный момент перед МАПП «Бурачки» на въезд в Россию в очереди стоят 640 грузовиков, на выезде – 80. За прошедшие сутки Себежскими таможенниками оформлено 460 транспортных средств на въезд и 288 на выезд.
Страна готовится к праздникам, поэтому понятна активизация деятельности участников ВЭД, стремящихся наполнить рынок товарами. МАПП «Бурачки» Себежской таможни, расположенный на федеральной трассе Рига-Москва, наиболее загруженный пункт пропуска Северо-Запада, через который проходит большинство логистческих маршрутов транспортных компаний, занимающихся доставкой грузов из европейских стран в столицу и центральные регионы России.
Зная динамику образования очередей перед пунктами пропуска «Бурачки»-«Терехово» на российско-латвийской границе, таможенники заблаговременно предприняли все возможные с их стороны меры для ускорения прохождения таможенного контроля грузовыми автотранспортными средствами.
Работа идет в напряженном режиме.
Как доложил исполняющий обязанности начальника таможенного поста МАПП «Бурачки» Дмитрий Антонов, сокращение сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением госконтроля в пунктах пропуска, стало возможно благодаря многим факторам. Так между должностными лицами таможенного поста МАПП Бурачки и должностными лицами сопредельного ПП «Терехово» налажен регулярный обмен информацией. Сейчас, дни пиковых нагрузок, между таможенниками сопредельных государств происходит ежечасный обмен информацией о количестве находящихся в очереди перед пунктами пропуска транспортных средств, а также о случаях возникновения нештатных ситуаций. Свои результаты дала реализация технологии обязательного предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы, которая успешно применяется в пункте пропуска МАПП Бурачки Себежской таможни. Ее эффект экономии времени был бы еще выше, если бы информация, подаваемая всеми участниками ВЭД была достаточной и достоверной. При несоответствии данным критериям в пункте пропуска таможенному инспектору приходится ее редактировать, что увеличивает не только время нахождения конкретного транспортного средства на границе, но и время ожидания в очереди для остальных. Доля предварительной информации, которую необходимо редактировать таможенному инспектору, еще значительна и составляет 21% от общего числа. Оптимиза
ция таможенного контроля и расширение возможностей программного обеспечения таможенного органа выявлять риски автоматически также повлияло на скорость оформления в пункте пропуска. Так количество досмотров сократилось на 55%, а их эффективность возросла. Доля досматриваемых товарных партий в пункте пропуска на сегодняшний день составляет всего 0,4 %. Для осуществления таможенных операций и проведения иных видов государственного контроля в пункте пропуска оборудованы дополнительные рабочие места. Обеспечена максимально возможная занятость рабочих мест. Усилены рабочие смены на проведении инструментального контроля.
На данный момент количество рабочих мест, где происходит оформление транспортных средств на въезд, увеличено с 14 до 20 за счет имеющихся временно созданных мест. Завершается реконструкция корпуса № 4, в котором с 20 декабря планируется ввод в эксплуатацию 24 рабочих мест. Как следствие предпринятых усилий, увеличилось количество оформляемых транспортных средств при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза. Так, среднемесячная пропускная способность на въезд в РФ в апреле 2012 года составляла 359 транспортных средств в сутки, а в ноябре 2012 уже достигла показателя 441 транспортное средство в сутки.
И если еще год назад в период декабрьских пиковых нагрузок таможенники оформляли на въезд в Россию в среднем в пределах 340 грузовиков в сутки, то на данный момент этот показатель составляет 467 транспортных средств, достигая в отдельные дни более 480 грузовых автомобилей. На выезд оформляется ежесуточно 277 грузовиков. Стоит морозная и снежная погода. Налипший на автомобили снег, хоть и затрудняет инструментальный контроль транспортных средств, но не является значимой проблемой. Территория пункта пропуска своевременно очищается от снега. Заторов, мешающих движению нет.
Учитывая погодные условия и ожидаемое значительное похолодание, хочется порекомендовать всем автоперевозчикам позаботиться о технической исправности транспортных средств, следить за качеством используемого топлива, а также иметь его необходимый запас. Водители, зачастую, экономя средства на топливе, стараются не заправляться более дорогой соляркой в Латвии, рассчитывая на заправку в России, и подъезжают к пункту пропуска с почти пустыми баками. Такая «экономия» может сыграть злую шутку с перевозчиком. Уже имеются случаи, когда транспортное средство останавливалось прямо на шлагбауме из-за отсутствия топлива или технической неисправности.
Как показывает многолетний анализ динамики образования очередей перед пунктами пропуска «Бурачки»-«Терехово», накануне рождественских и новогодних праздников ежегодно наблюдается подъем деловой активности участников внешнеэкономической деятельности. Обычно очереди грузовых автотранспортных средств увеличиваются с начала декабря, достигая пиковых показателей к середине месяца, а затем, в период с 29 декабря и в новогодние каникулы, происходит спад очередей до нулевых показателей.
Несмотря на неоднократные предупреждения о загруженности МАПП Бурачки в предпраздничные дни, транспортные компании продолжают выстраивать логистические маршруты через этот пункт пропуска, в то время как в ближайших пунктах пропуска очереди значительно ниже, либо вообще не наблюдаются.
В очередной раз хочется пояснить всем участникам ВЭД, намеревающимся в эти дни ввозить товары через МАПП «Бурачки»: резервы пропускной способности данного участка границы в настоящий момент исчерпаны. Пункт пропуска работает на максимуме своих возможностей.
Чтобы избежать излишнего простоя грузовых автотранспортных средств в очереди на границе, необходимо предпринять более рациональную переориентацию грузопотоков на менее загруженные МАППы, использовать возможности железнодорожного транспорта, а также иных видов перевозки.
По материалам Главного государственного таможенного инспектора по связям с общественностью Себежской таможни Марина КУЗЬМИНА