Новый Шелковый Путь: стратегический вектор транспортной логистики Казахстана
20 сентября 2012 г. в городе Алматы в рамках выставки «Transit Kazakhstan-2012» прошел круглый стол «Казахстан — Новый Шелковый Путь — Мост между Европой и Азией» под эгидой Международного транспортно-логистического форума «Шелковый Путь».
На 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов Президент Республики Казахстан объявил о начале реализации проекта «Новый Шелковый путь»: «Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией... Это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня — торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического».
В связи с этим был организован круглый стол при поддержке и участии Министерства транспорта и коммуникаций РК (МТК РК), Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, АО "ФНБ «Самрук-Казына», АО "Национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» (АО "НК «ҚТЖ»), АО «Национальный центр развития транспортной логистики», транспортно-логистической ассоциации «KAZLOGISTICS», а также бизнес-структур и представителей крупнейших международных организаций и транспортных компаний. Данное мероприятие предоставило уникальную возможность обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов по предпринимаемым мерам по реализации транзитно-транспортного потенциала региона и интеграции в мировую транспортную сеть. Делегации 16 государств (Беларусь, Венгрия, Грузия, Иран, КНР, Кыргызстан, Латвия, Литва, Республика Корея, Россия, США, Украина, Швейцария и др.), представляющих органы государственного управления и частного бизнеса в области транспорта, торговли и логистики, а также представители международных, региональных организаций и финансовых институтов, а именно ОБСЕ, ЕЭК ООН, Евразийской Экономической Комиссии, МПК ТРАСЕКА, Азиатского банка развития, приняли участие в круглом столе.
Ответственный Секретарь МТК РК Ж.Касымбек в своей приветственной речи отметил, что надежные и эффективные транспортные сети — один из определяющих факторов для экономик Евроазиатского региона. Особенная роль уделяется Казахстану, расположенному между емкими и динамично развивающимися рынками Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Также он подчеркнул, что в Казахстане создана конкурентная среда оказания транспортных услуг в целях ускорения интеграционных процессов казахстанского транспортного комплекса в международную транспортную систему и развития транзитного потенциала страны. Заседание было проведено в 3-х сессиях, в ходе которых обсуждены вопросы развития проекта «Казахстан — Новый шелковый путь», глобального транзита через Республику Казахстан, а также интермодальные решения в транспортной логистике.
Вице-президент по логистике АО "НК «ҚТЖ» Е.Искалиев презентовал участникам стратегию транспортно-логистической системы Казахстана в свете реализации масштабного проекта «Казахстан — Новый Шелковый Путь». Он отметил важную роль партнерства между бизнесом и властью в реализации транспортно-логистического потенциала Казахстана. По итогам мероприятия приняты рекомендации участников круглого стола, в которых отмечены важность реализации проекта «Казахстан — Новый Шелковый путь» и создания Национальной транспортно-логистической компании международного уровня. Кроме того, участниками положительно отмечены завершение строительства ж/д линии «Жетыген — Коргас» и казахстанского участка жд ветки «Узень (Казахстан) — Кызылкия (Туркменистан) — Горган (Иран)» как компонента, способствующего развитию коридора «Север-Юг».
В документе также выделена значимость для транспортного сектора региона Программы ЦАРЭС до 2020 года, а также особая роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в деле развития транспорта и безопасности в регионе, а также отчет ОБСЕ о наилучшей мировой практике процедур пересечения границ, важность реализации Инициативы IRU «Модельное шоссе» в Евроазиатском регионе в целях возрождения Великого Шелкового Пути.
Присутствующие высоко оценили проводимую Республикой Казахстан работу по созданию трансконтинентального автодорожного коридора «Западная Европа-Западный Китай», строительству новой железной дороги «Бейнеу-Жезказган» в направлении морского порта Актау, результаты пропуска скоростного контейнерного поезда Чунцин (КНР) — Дуйсбург (Германия) со сроком следования в пути — 15,9 дней, в перспективе планируется довести до 10-12 дней, а также подчеркнули значимость для Евроазиатского региона открытия нового железнодорожного перехода Алтынколь (Казахстан) — Хоргос (Китай) для пропуска контейнерных поездов.
Стоит отметить, что участники признали необходимым дальнейшее развитие инфраструктуры, упрощение таможенных процедур при прохождении границ путем внедрения принципа «единого окна» и электронного документооборота, применение международного опыта при создании Казахстанского транспортно-логистического хаба, развитие концепции «сухих портов» вблизи крупных производителей и потребителей, внедрение принципов управления цепочками поставок (Supply Chain Management) и контрактной логистики на казахстанских предприятиях, повышение уровня контейнеризации.
Также было озвучено об активной работе Казахстана по повышению позиции в рейтинге Всемирного Банка LPI (86 место из 155 стран, прогноз к 2020г. — 40 место) и о пяти ключевых принципах логистики 5С — скорость, сервис, сохранность, стоимость, стабильность, — которые планируется внедрить на перевозках.
В ходе круглого стола был подписан Меморандум о сотрудничестве между АО "НК «ҚТЖ» и компанией «Samsung C&T Corporation» (Республика Корея) с целью повышения уровня логистического климата в Казахстане, а также Меморандум о взаимодействии между АО "НК «ҚТЖ», АО «Национальный центр развития транспортной логистики», Транспортно-логистической ассоциацией «KAZLOGISTICS» и Ассоциацией национальных экспедиторов РК по вопросам оказания услуг в транспортно-логистическом секторе Республики Казахстан с участием международных логистических компаний. Гости и участники высоко оценили результаты работы Круглого стола в развитии транспортно-логистической системы Казахстана, выразили благодарность организаторам за проведение подобного мероприятия, оказанный им теплый прием, гостеприимство, а также за надежду на регулярное проведение подобных мероприятий в формате «Казахстан — Новый Шелковый Путь».
По материалам «Trans-Port»