Разность таможенных потенциалов
Российские экономические власти в авральном режиме готовят документы, необходимые для начала функционирования Таможенного союза (ТС). При этом они до конца не понимают, как будут действовать механизмы ТС на первых порах. Эксперты считают, что в любом случае эффекта синергии не получится, так как экономики России, Белоруссии и Казахстана очень разные
«Создание Таможенного союза носит исторический характер для новой России», — считает начальник сводного департамента регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
Действительно, впервые на постсоветском пространстве создается наднациональный орган, которому будут делегированы важные экономические полномочия. Однако времени до 1 июля, когда союз должен заработать в полную силу, осталось не много, поэтому Комиссия Таможенного союза, чиновники профильных министерств и консультанты работают в очень плотном режиме.
Например, Лихачев на встрече с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Петербурге сказал, что у них есть только 10 дней на подачу предложений в законопроект «О таможенном регулировании». Напомним, правки было решено вносить после того, как представители деловых кругов 13 мая на встрече с главой МЭР Эльвирой Набиуллиной выразили «жесткое несогласие» с этим законопроектом, предложенным Федеральной таможенной службой (ФТС).
Основные претензии — к целому ряду непонятных экономических режимов и избыточным полномочиям, которыми планирует наделить себя российская таможня. Поэтому часть закона, куда уже внесено 120 поправок, раздали предпринимателям. МЭР уже сделал немало для либерализации этого документа. В частности, внесено положение о дисциплинарной ответственности таможенников вплоть до увольнения за затягивание таможенных процедур (в новом законе на оформление даются сутки).
Кроме того, внесены поправки, согласно которым предпринимателей будет сложнее исключить из реестра участников внешнеэкономической деятельности за мелкие нарушения. Но праздновать победу участникам ВЭД еще рано. Как показывает практика, таможня никогда без боя не сдает свои полномочия, даже если они избыточны. Лихачев сообщил, что в ФТС получили пакет поправок к законопроекту. «У меня уже разрывается телефон», — сообщил чиновник.
Тем не менее, основные механизмы функционирования союза уже согласованы на межгосударственном уровне. Так, с 1 июля любой платеж в таможни будет автоматически делиться на 3 части — 87,97% пойдет в казну России, 4,7% — Белоруссии и 7,33% — Казахстана. «Это сделано для того, чтобы не было соблазна создавать так называемые „зеленые зоны“, — пояснил Лихачев.
Все решения по текущей работе союза принимаются Комиссией ТС, где 57% голосов у России. Остальные распределены между Казахстаном и Белоруссией. Решения принимаются 2/3 голосов, поэтому участникам придется выдвигать веские аргументы в защиту своей позиции по тому или иному вопросу.
Однако из-за отсутствия договоренностей с Казахстаном по ключевым позициям Россия и после 1 июля сохранит контроль на внутренних границах с этим госудаством. Например, казахские власти пока не дали согласия на присутствие во всех своих таможенных органах представителей ФТС России. Не согласовано и применение единых с Россией защитных мер по отношению к ряду товаров. Кроме того, на границе с Казахстаном будет проводиться ветеринарный и фитосанитарный контроль грузов.
Однако некоторое упрощение таможенного контроля произойдет. Он будет осуществляться выборочно. С белорусской границы российские таможенники уйдут с 1 июля. „Там можно будет проехать через границу, как сейчас мы пересекаем административные границы между российскими регионами“, — отметил Лихачев.
Российских участников ВЭД традиционно интересует работа российской таможни. Возмущение бизнеса давно вызывает реализация Концепции по переносу таможенного контроля на границы РФ. На Северо-Западе реализация этого ведомственного документа, который не был одобрен ни Минфином, ни МЭРом, привела к закрытию крупнейших в Петербурге таможенных постов и появлению многокилометровых очередей к оставшимся таможням.
Предприниматели попросили Лихачева, чтобы федеральные власти приостановили реализацию Концепции хотя бы на время запуска Таможенного союза. Соответствующее обращение на имя президента и премьер-министра было обнародовано на прошлой неделе. Накануне губернатор Петербурга Валентина Матвиенко раскритиковала реализацию Концепции. Реакции таможни на демарши бизнеса пока нет, но до последнего времени там, как ни в чем не бывало, докладывали об успешности реализации концепции.
Эксперты полагают, что создание Таможенного союза будет связано с рядом проблем. Главным образом — из-за различий в экономических политиках. „Эффекта синергии не получится. Все три страны не проводят стройную экономическую политику. Совсем недавно Россия шла по пути построения Великой энергетической державы, а сегодня на повестке дня модернизация и нанотехнологии, но сырьевики не вышли из моды. Отсутствие согласованной межгосударственной экономической политики может помешать созданию экономического союза“, — считает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК „Церих Кэпитал Менеджмент“ Андрей Верников.
По его мнению, первая проблема, с которой столкнутся Россия, Белоруссия и Казахстан, –синхронизации законодательств. „Как известно, это уже привело к задержкам ввоза вина и телекоммуникационного оборудования“, — напомнил эксперт. Вторая проблема: с момента распада СССР экономики всех трех стран живут по разным законам. „Экономики Белоруссии и Казахстана либеральнее экономики России (ниже ввозные пошлины, нет тотального доминирования крупного бизнеса). Как не покажется странным, но на пути модернизации Белоруссия продвинулась дальше, чем Россия“, — считает Верников.
Большая экономическая „продвинутость“ Белоруссии видна даже на примере процедуры пересечения ее внешних границ. Здесь намного меньше избыточных контрольных процедур, чем на внешних границах России.
Таким образом, самому большому участнику Таможенного союза предстоит еще многое сделать на пути либерализации своей внешнеэкономической системы. Тогда объединение будет успешным, и, возможно, в будущем к нему присоединятся другие страны.
По материалам »Росбалт"