На границе с Казахстаном остаются узкие места
За две недели до намеченного на 1 июля 2011 года снятия российско-казахстанской таможенной границы проблема импорта в Россию товаров, ввезенных в Казахстан из других стран с уплатой пониженных пошлин, так и не решена. Как сообщил вчера глава аналитического управления ФТС Владимир Ивин, несмотря на сделанные месяц назад на высшем уровне заверения, предложений по ограничению ввоза этих товаров в РФ казахская сторона не представила. Более всего Россию беспокоит перспектива открытия «окна» для дешевого импорта из Казахстана автомобилей, бензина, лекарств, сигарет и алкоголя
Отмена с 1 июля 2011 года таможенного контроля на границе России и Казахстана была анонсирована еще год назад — при запуске единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Годовая отсрочка была дана из-за полупрозрачности рубежей Казахстана с другими странами, прежде всего с Китаем. ФТС уже в мае этого года отрапортовала о готовности отозвать 3,6 тыс. таможенников из 36 пунктов пропуска на границе с Казахстаном (пограничный контроль на ней остается в полном объеме). Однако подготовленный ФТС проект указа президента об «исходе» таможенников пока так и не подписан. Причина — отсутствие ясности с тем, как именно Казахстан намерен обеспечить контроль за товарами, ввезенными в республику с уплатой пониженных таможенных пошлин.
Напомним, что импортозависимый Казахстан (70% потребностей экономики удовлетворяется за счет ввоза товаров из других стран) при вхождении в Таможенный союз (ТС) вытребовал для себя особые условия. Это пониженные ставки на ввоз автомобилей физическими лицами (до 1 июля 2012 года), нулевые ставки на тростниковый сахар-сырец (до 2020 года), нулевые ставки на ввоз самолетов (до 1 июля 2014 года) и запчастей к ним (без ограничения срока). Отдельно межгосударственным советом ЕврАзЭС для Казахстана был утвержден перечень пониженных в сравнении с единым таможенным тарифом ставок импортных пошлин по 409 товарам. Среди них — лекарства, медицинская техника, вагоны, сырье для химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности, алюминий, бумага и проч. Сроки применения всех этих низких ставок различны — вплоть до 2015 года.
Ради подписания Казахстаном ключевых документов по ТС в 2009 году российские власти с легкостью пошли на эти изъятия, однако сейчас озаботились тем, что товары, поступившие в соседнюю республику из других стран с уплатой пониженных пошлин, после снятия таможенной границы окажутся на российском рынке. В первую очередь речь идет об автомобилях, бензине, лекарствах, сигаретах и алкоголе. 19 мая 2011 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Минске Владимир Путин добился от казахстанской стороны заверений, что к 1 июля 2011 года механизмы государственного контроля за «льготными» товарами будут непременно созданы и в РФ они не попадут.
Однако вчера начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин сообщил, что Казахстан пока так и не представил предложений, как с 1 июля будут администрироваться товары, ставки пошлин по которым отличаются от российских. Он заявил, что по половине «льготных» позиций Казахстан с 1 июля повышает пошлины до уровня единого тарифа ТС. «Это товары, которые ввозятся в небольшом количестве и по ним проще повысить пошлину, чем вырабатывать механизм администрирования»,— сказал он.
Также партнеры по ТС обещают, что по части товаров, подлежащих сертификации (лекарства), техническому регулированию (оборудование) и регистрации (автомобили), контроль будет осуществляться с помощью этих мер. Еще на часть товаров Казахстан намерен ввести маркировку, обозначающую, что они могут продаваться только на территории этой страны — речь идет о подакцизных товарах: сигаретах и алкоголе. «Однако остается группа из 65 товаров, по которым проблема пока не решена»,— сообщил представитель ФТС. Что это за товары, не раскрывается.
В качестве «подсказки» казахстанским коллегам российская таможня предлагает применить использовавшийся в РФ в 90-е годы институт специмпортеров, а также квотировать льготный импорт. Смысл квотирования — ввоз товаров по пониженным пошлинам в пределах квоты, необходимой для насыщения внутреннего рынка, импортированное сверх этого количества должно облагаться по полной ставке. В ФТС ситуацию пока не драматизируют и надеются, что партнеры по союзу выполнят свои обещания. «Они заинтересованы в том, чтобы мы ушли с границы, и будут стараться»,— сказал вчера Владимир Ивин.
По материалам «Коммерсантъ»